Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократическое домино на Среднем Востоке

С одной стороны, немного больше демократии, с другой стороны - чуть меньше безопасности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Философия свободы принесла в некоторых странах ощутимые плоды. Но она вызвала обратную реакцию в странах, которые ощущают американскую угрозу, и которые видят в демократии новое оружие устрашения в руках американской дипломатии. Россия сближается с Китаем, русские - главные поставщики вооружений в народную республику. Северная Корея, чтобы избавиться от американского давления, стремится обзавестись ядерной бомбой.

Джордж Буш (George W. Bush) черпал вдохновение для своей инаугурационной речи в идеях философии демократии. Теперь эти идеи могут повлиять на изменение политической карты на Среднем Востоке и в бывшем Советском Союзе. Победа Ющенко на Украине, голосование в Ираке и в Палестине, выборы в местную администрацию в Саудовской Аравии, реформа президентских выборов, объявленная президентом Мубараком (Moubarak) в Египте, антисирийские манифестации в Бейруте и создание нового демократического климата в Молдавии, - все это, кажется, вызвано единой волной - поворотом во внешней политике США после 11 сентября 2001 года. Это движение может избавить мир от тоталитарных, теократических и псевдодемократических режимов, которые представляют угрозу миру на левантийской земле и в Азии.

Американские неоконсерваторы радуются этому. Подобно Льву Троцкому, который был в свое время убежден, что победа коммунизма в России приведет к 'перманентной революции' в буржуазных демократиях Европы и американского континента, блестящие советники президента Соединенных Штатов считают, что мир и безопасность во всем мире зависят от успеха 'перманентной демократической революции'. События, похоже, говорят в их пользу, сам ход вещей способствовал тому, чтобы президенту Бушу во время визита в Европу был оказан теплый прием. Можно ли согласиться с этой обнадеживающей точкой зрения на будущее демократии в мире?

Прежде всего, необходим ряд уточнений. В некоторых народных движениях, национальные устремления и устремления общин - важнее стремления к демократии. Западная Украина хотела избавиться от опеки 'старшего русского брата'. Ливанцы, прежде всего, желают ухода своих 'братьев' - сирийцев. Иракские шииты и курды пришли к урнам для голосования, несмотря на угрозы и теракты, поскольку выборы сулили им власть. В других странах демократические реформы - цена, которую правящий класс готов заплатить, чтобы не раздражать большого американского друга. Возможно, так обстоит дело в Саудовской Аравии и в Египте, где перспектива настоящих перемен остается туманной. С другой стороны, не следует забывать, что выборы - только прелюдия демократии - там, где смена правительств подразумевается политической культурой страны. Если победители побеждают навсегда, и если проигравшие знают, что у них не будет права на второй раунд, то демократия - лишь видимость.

Есть еще один аспект международной ситуации, который следует принять во внимание. Философия свободы принесла в некоторых странах ощутимые плоды. Но она вызвала обратную реакцию в странах, которые ощущают американскую угрозу, и которые видят в демократии новое оружие устрашения в руках американской дипломатии. Россия сближается с Китаем, русские - главные поставщики вооружений в народную республику. Северная Корея, чтобы избавиться от американского давления, стремится обзавестись ядерной бомбой. Обеспокоенная американскими предупреждениями, Сирия обращается к Турции, и отказывается, в целях завоевания дружбы, от своих требований по Искендерону. С одной стороны, немного больше демократии, с другой стороны - чуть меньше безопасности: вот итог, которого американцы, вероятнее всего, не предусмотрели.

Серджио Романо - историк и автор редакционных статей.