Российские власти утверждают, что компания Rock Creek участвовала в спланированном вмешательстве США в выборы на Украине
БЕТЕСДА, МЭРИЛЕНД. - В начале февраля Скотт Джонсон (Scott Johnson), совладелец небольшой компании под названием Rock Creek Creative, занимающейся организацией связей с общественностью, выпустил новость, в которой подчеркивалась роль компании в организации 'оранжевой революции' - серии уличных протестов, в результате которой в декабре президентом Украины был избран Виктор Ющенко.
По словам Джонсона, он рассчитывал, что после этого сообщения удастся сделать 'неплохой рассказик о наших технологиях' в одной из местных газет, в котором можно было бы, например, уделить некоторое внимание разработанному компанией интернет-сайту, ставшему 'виртуальной площадью свободы для демократического движения' в этой бывшей советской республике.
Получилось как раз наоборот: редакторам местных газет сообщение на глаза не попало. Зато оно попало на глаза редакторам многих крупных новостных служб.
Уже через несколько часов российское правительственное новостное агентство поспешило ухватиться за сообщение, выпущенное Rock Creek, и выставить его доказательством того, что Соединенные Штаты вмешивались в ход президентских выборов на Украине. В ящик фирмы, в которой и работает-то девять человек, посыпались хулиганские электронные послания. В российских газетах начали говорить о более ранних заказах, которые этой фирме делали Организация Североатлантического договора и Центральное разведывательное управление США. Корреспонденты Британской радиовещательной корпорации даже расспросили Ющенко о его делах с компанией, и тогда местный клиент Rock Creek - неправительственная организация, от которой и поступил заказ, где первым пунктом значилась разработка интернет-сайта - дезавуировал ее заявления, что для пиар-компании означает конец бизнеса.
- Сразу же об этом заговорили [на Украине]: В украинской прессе комментарии были в основном на тему: 'что это они там такое навыдумывали?' - говорит Тарас Кузио, украинский ученый, который сейчас преподает с Университете Джорджа Вашингтона (George Washington University).
Сейчас, когда компании, занимающиеся связями с общественностью, подвергаются жесткой критике за то, что скрывают, кто заказывает им акции, случай с Rock Creek может послужить для многих уроком - что бывает с теми, кто говорит слишком много и неправильно выбирает для этого время, особенно в эру мгновенной глобальной связи.
- Политика в нашем деле такая: сделал дело - помалкивай, - говорит Роберт Хлопак (Robert Chlopak), совладелец вашингтонской консалтинговой компании Chlopak, Leonard, Schechter, & Associates, - нет больше в мире такого явления, как местная аудитория.
Компания наверняка была в курсе всех тонких сторон вопроса, когда в 2003 году вашингтонский неправительственный фонд Global Fairness Initiative, тесно связанный с бывшим президентом Соединенных Штатов Биллом Клинтоном, заказал ей разработку интернет-сайта и стратегии проведения киевской конференции 'Украина в Европе и в мире', намечавшейся на февраль 2004 года. Компания, клиентами которой, по ее собственному утверждению, были такие государственные организации США, как ЦРУ и НАТО, а также французская авиакосмическая корпорация Thales SA, получила за работу 15 тысяч долларов (11335 фунтов).
В февральском выпуске новостей о компании ее представители заявляли, что, когда она подписывали контракт, главной их задачей было создание сайта, который не только мог бы успешно сопротивляться атакам хакеров, 'но и не рассматривался бы в качестве средства продвижения каких бы то ни было американских политических программ'.
'Каковым, - добавляла компания, - он не являлся'.
По крайней мере, он не являлся таковым до того, как 8 февраля очередной выпуск ее новостей вышел на общедоступном интернет-портале PR Newswire.
- Американские сторонники 'оранжевой революции' выходят из тени, - гласил на следующий день один из заголовков российского государственного информационного агентства ИТАР-ТАСС. В новостях ТАСС говорилось о том, что Rock Creek компания обеспечивала 'пропаганду' в поддержку конференции 2004 года; агентство также не упустило возможности подчеркнуть, что раньше компания работала на ЦРУ и НАТО.
В свое время Rock Creek, как говорит Джонсон, совместно с другими компаниями разрабатывала маркетинговые материалы для подотчетного ЦРУ совместного предприятия компании In-Q-Tel, а также перевело вопросы, предложенные к обсуждению на пражском саммите НАТО 2002 года, на 18 языков по заказу оргкомитета.
Однако ТАСС взглянуло на эти связи Rock Creek совершенно с другой - и гораздо более мрачной - стороны. В статье говорилось, что агентство беседовало с одним из сотрудников компании, рассказавшим, что деньги 'переводились: через несколько посреднических организаций, чтобы никто не мог заподозрить: неправомерного вмешательства в ход политического процесса'.
В ответ на статью ТАСС Rock Creek выпустила 'разъяснение'.
'Разрабатывая интернет-сайт и участвуя в формировании стратегии работы конференции с общественностью и средствами массовой информации, компания Rock Creek оказывала Украине содействие в том, чтобы ее проблемы активнее рассматривались на международном уровне. . . Ее вклад был лишь одним из многих в атмосферу перемен на Украине', - говорится в заявлении компании. Далее компания указывает, что 'за построение политической платформы, которую на выборах поддержало большинство украинцев, благодарить должно только Виктора Ющенко'.
Джонсон заявил в интервью, что статья ТАСС - 'абсолютный вымысел'.
- Мне делало заказ не правительство Соединенных Штатов, и моему клиенту правительство не платило, - заявил он. Rock Creek 'делал ровно то, о чем мы заявили, и я не отступаюсь от того, что написано [в выпуске новостей] за 8 февраля'.
Однако сотрудники неправительственного фонда Global Fairness Initiative, нанявшего Rock Creek для работы на киевской конференции, оспорили правдивость некоторых исходивших от компании утверждений.
Исполнительный директор этого фонда Стивен Беннет (Steven Bennett), заявил, что конференция не имела ничего общего с выборами. На ней бывший государственный секретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), Ющенко, а также его будущий противник на президентских выборах Виктор Янукович обсуждали взаимоотношения Украины с Западной Европой.
Беннет призвал не верить тому, что веб-сайт стал 'виртуальной площадью свободы' и назвал любые измышления на эту тему 'смешными'.
- До тех пор, пока не выпустили это сообщение, посещаемость сайта была очень низкой, - заявил он.
Непосредственно перед конференцией интернет-сайтом стала заниматься одна чешская фирма, и с того времени Rock Creek не имел к его работе никакого отношения, добавил исполнительный директор Global Fairness Initiative.
- Если мерить успех мерками интереса - пусть и извращенного интереса, - то это был самый успешный релиз за все время, что они вообще выпускаются, - сказал он, - и если им чего и удалось добиться, так только того, что в восточной Украине и в России, где люди считают, что в ход выборов вмешивались США, в огонь только подлили масла. . . С нашей точки зрения, это была катастрофа.
Пиар-специалисты указывают, что Rock Creek нарушила дно из самых главных профессиональных правил в своей отрасли.
- Правило первое: никогда не подставляй клиента, - говорит Гелио Фред Гарсия (Helio Fred Garcia), преподаватель менеджмента и науки о связях с общественностью и средствами массовой информации в Нью-йоркском университете и по совместительству владелец фирмы, занимающейся защитой компаний от пиар-атак, - даже если вы сделали хорошую работу и вправе гордиться этим, без разрешения клиента не надо об этом кричать на каждом углу.
Однако, как бы там ни было, этот случай показывает, что в этом бизнесе есть и еще одна максима: любая реклама хороша. По словам Джонсона, с того момента, как появилось сообщение, вызвавшее столько шума, уже несколько компаний, работающих на Украине, вышли на компанию с деловыми предложениями. По его словам, предложения пришлось отвергнуть, поскольку он не хотел, чтобы дело выглядело так, что Rock Creek пытается нажиться на инциденте, бросившем тень на режим Ющенко.
В обозримом будущем, говорит Джонсон, компания не планирует выпуска новых блоков новостей.
- Нам не надо себя рекламировать. У нас и так много работы.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Российские СМИ: свобода слова для избранных ("The Washington Post", США)