Годовщину 25-летия 'Солидарности', которая была ответом на Ялту, нужно выиграть в соответствии с польскими национальными интересами.
Часто в оценках нынешней ситуации в России фигурирует понятие 'доминирования Кремля в СМИ'. Это доминирование наиболее заметно в ходе политических мероприятий, требующих поддержки масс-медиа - тогда лучше всего видно, какая мощная пропагандистская машина у властей Российской Федерации, и как они способны ее применять. Сейчас как раз осуществляется такая операция, предметом которой является история Второй мировой войны. Поляков это должно интересовать не только в контексте участия (или нет) президента Польши в праздновании Дня Победы в Москве 9 мая, но также и других существенных причин, которые стоит затронуть и сделать из них выводы.
Крупные российские кампании в СМИ, темой которых является история, начинаются обычно с 'круглого стола' ученых, организованного редакцией 'Красной звезды'. Когда решили заменить праздник Октябрьской революции Днем освобождения Кремля от 'польских интервентов', все началось с такой конференции, а закончилось директивами для школ.
Польша как Чечня
Сейчас началась кампания по подготовке празднования 60-летия капитуляции гитлеровской Германии. Вот несколько тезисов с конференции, организованной на эту тему редакцией 'Красной звезды'. Александр Чурилин (директор Историко-документального департамента МИД) причислил Польшу, наряду с Югославией, к союзникам, которые 'принимали участие в войне против нас или же попросту поддерживали Гитлера'. В конце своего выступления он отметил, что две польские армии дошли до Берлина. Господа профессора Олег Ржевский и академик Михаил Мягков считают, что польский вопрос разделил союзников по антигитлеровской коалиции, поскольку, несмотря на усилия СССР по превращению Польши в дружественное и демократическое государство, Великобритания и США хотели сделать из нее 'санитарный кордон', нацеленный против Москвы.
После таких научных дебатов не приходится удивляться, что месяц спустя российский МИД обругал Польшу за ее отношение к Ялтинской конференции. Помимо ученых в разговор вмешался известный российский интернет-сайт 'Страна.ру', созданный Глебом Павловским, советником Путина, как элемент пропагандистской машины Кремля. Именно на этом сайте начинались бесчисленные кампании СМИ (и дезинформационные акции), как для внутреннего, так и для внешнего потребления. В январе там можно было найти статью Наталии Елисеевой 'Кто отдал победу?', посвященную Армии Крайовой. 'Немецко-фашистская агентура', 'вонзающая нож в спину', 'активный противник', 'польские бандитские формирования' - вот набор цитат, характеризующих этот материал.
Как в этой публикации, так и в некоторых других, появился мотив, удачно вписывающийся в современные понятия - мотив терроризма (например, в воспоминаниях ветерана 'Смерша', сравнивающего Польшу 40-х годов с нынешней Чечней). Специалисты по манипулированию понятиями явно начали постепенно причислять Польшу к наиболее ненавистным врагам современной российской государственности. Это необычайно опасная тенденция, поскольку она может сигнализировать о развертывании гораздо более агрессивной политики Кремля в отношении Польши, будем надеяться, только в пропагандистско-политическом значении.
Moskva locuta, causa finita
Безусловно, польская тема имеет второстепенный характер при лавине материалов, программ, фильмов, призванных подчеркнуть заслуги советского оружия в победе над фашизмом. Их кульминация придется на 9 мая, когда пройдут два парада - ветеранов и военный, а затем будет открыт памятник армиям-победительницам на Поклонной горе: американской, российской, британской и французской. День Победы 'принес свободу народам мира и Европы', как сказал президент Путин, тем самым исключая какие-либо попытки иной интерпретации роли Красной Армии в Европе 'Roma locuta, causa finita' - русские будут крайне решительно реагировать на любую попытку поставить под сомнение их видение истории Второй мировой войны. Отсюда, возможно, заявление МИД, критикующее попытки оспорить результаты Ялтинской конференции.
За несколько дней до этого заявления депутаты Польши и Литвы начали в Европарламенте сбор подписей под требованием к Европарламенту принять критическую в отношении Ялты резолюцию. Но в свете вышеприведенных материалов нельзя исключать, что настоящей целью российского МИД было стремление вызвать в Польше реакцию, подтверждающую тезисы кремлевской пропаганды относительно неоднозначной роли Польши во Второй мировой войне. Отсутствие президента Польши на торжествах 9 мая в Москве было бы явным подтверждением наиболее мрачных антипольских суждений, которые появились в результате этой кампании. Поэтому считаю, что независимо от проблем, которые создает этот визит, цена его игнорирования была бы выше, чем пассивное присутствие на спектакле не нами срежиссированном. Не стоит питать иллюзий, что у президента Квасьневского будет возможность представить иное видение истории, чем то, которое культивируют хозяева. О том, чтобы этого не допустить, уже позаботились.
Но празднование Дня Победы будет иметь еще один аспект, тесно связанный с защитой Ялты дипломатами с берегов Москвы-реки. Это манифестация места РФ среди исторических держав Европы и США, а присутствие канцлера Германии дополнит этот состав 'сильных мира сего' государством, необходимым для современной российской политики.
Сражение за историческую память
Следует ожидать, что лозунгом этого мероприятия будет демонстрация традиционной роли России как государства, которое среди прочих вершило судьбы Европы в годы Второй мировой войны, или еще раньше, во времена Священного Союза. В обоих случаях в графе 'плюсов' такого видения - десятилетия мира на континенте, независимо от того, как этот мир оценивался малыми народами.
Россия, как элемент миропорядка, основанного на уважении интересов отдельных держав - это видение политики, к которому русские все еще привязаны и к которому стремятся и сейчас. В этом видении нет места мнению малых государств и идеалам гражданских свобод или демократий, доминирующих над интересами ведущих государств. Этот лозунг может оказаться близким некоторым политикам с берегов Сены и Шпрее, а его первой жертвой может стать единство Евросоюза, до этого одинаково защищавшего всех своих членов, например, в визовой, энергетической политике или внешней торговле.
Другой аспект, достойный внимания, - это скорость, с которой Россия сделала выводы из только начинающего разворачиваться в Европе сражения за историческую память. Русские явно обнаружили тесную связь между осознанием истории (а, скорее, ее творческого преобразования) в умах элит современного мира и политическим значением, которое имеет данное государство. И решили не уступать.
Если в этом месте некоторые читатели начнут задаваться вопросом, будут ли в результате 'операции 9 мая' ущемлены интересы Польши, а после этой даты Ялтинская конференция будет признана событием, не подлежащим критике, то хочу напомнить, что на этот год приходится 25-летие польского Августа и прорыва 'Солидарности'. То есть события, которое было ответом на Ялту тех малых и проигнорированных, ответом вопреки логике тогдашнего мира и вопреки советской мощи. Еще есть время, чтобы придать этому празднику характер, выходящий за рамки нынешнего профсоюза с тем же названием, и это будет в интересах польского государства. Пора уже перестать постоянно бояться России или обижаться на нее, настало время начать свою игру на европейской сцене.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Польша раздумывает ("Le Figaro", Франция)
Уродливое дитя Ялты ("Trybuna", Польша)
Война с Россией продолжается ("Przeglad", Польша)
Не предательство союзников, а полная обструкция Москвы ("Trybuna", Польша)
Две оккупации ("Trybuna", Польша)
Друзьям-москалям ("Polityka", Польша)
Гитлер был прав ("Nie", Польша)