Среди политиков стран бывшего Восточного блока особенно много таких, которых нельзя назвать харизматичными. Украинский глава государства Виктор Ющенко тоже не отличается изысканной риторикой и блестящими идеями. Тем удивительнее были его уверенность и четкая политическая программа, которые он продемонстрировал во время своей речи в Бундестаге. Ее тональность свидетельствовала о европейском формате. Именно этим, а не ожидавшимися заявлениями о приверженности европейскому единству Ющенко сослужил своей стране службу.
Его заявление о стремлении вступить на институционный путь членства в ЕС уже в 2007 г. было больше нацелено на внутреннюю политику Украины, нежели на немецких депутатов. Напротив, особое значение для Запада имел тот факт, что Ющенко заговорил о членстве в НАТО, причем именно в той части своей речи, где он коснулся украинско-российских отношений. Даже если реакция НАТО будет сдержанной, тем не менее, тем самым Ющенко придал своей программе еще и военно-политическое значение.
А то, что он предложил свои услуги по обеспечению западноевропейских рынков нефтью и газом, было не только еще одним ударом в спину Москве. Это подчеркивает, что Ющенко осознает стратегическое значение своей страны как источника сырья. Кроме того, он очень тонко увязал немецкие и украинские интересы против российских: в частной беседе с канцлером он попросил Германию о помощи в укреплении украинской границы с Приднестровьем. Это означает размежевание с Молдавией, где у власти стоят пророссийские силы, являющейся серьезным перевалочным пунктом в торговле женщинами и для другой криминальной деятельности, которая ощущается и в Германии.
И, наконец, еще одним тонким ходом была благодарность Ющенко канцлеру Германии за то, что в дни 'оранжевой революции' он пытался сдержать своего друга Владимира Путина. На самом деле, на украинско-российском поле Шредер представляет собой естественного союзника не Украины, а России. И если в Бундестаге Ющенко, опираясь на законность своего избрания, сумел вбить небольшой клин между Шредером и Путиным, Германией и Россией, то его выступление в Берлине было успешным.