Если верить сайту чеченских сепаратистов "Кавказ-центр", то преемник Масхадову был избран заранее. Согласно заявлению Шамиля Басаева, "в соответствии с указом президента Ичкерии и постановлением заседания государственного комитета обороны (июль-август 2002 года) в случае гибели или пленения президента" все его обязанности до проведения выборов исполняет председатель верховного шариатского суда, а эту должность на сегодня формально занимает Ахмад Файруз шейх Абдулхалим.
Бывший представитель Масхадова за рубежом Умар Хамбиев существование подобного указа подтверждает. Есть и видеосвидетельство, распространенное тем же сайтом, где Масхадов и Ахмад Файруз шейх Абдулхалим совместно берут на себя ответственность за нападение на соседнюю с Чечней Ингушетию летом 2004 года.
И, тем не менее, пока это только версия. Причем вызывающая немало недоуменных вопросов. Во-первых, Ахмад Файруз шейх Абдулхалим не чеченец, а выходец из Саудовской Аравии, так что 'сепаратизм' в этом случае получается каким-то странным, будто за выход из РФ борется уже не Чечня, а совсем другая страна. Либо следует вообще прекратить разговоры о чеченском сепаратизме, как таковом, а всерьез рассуждать лишь о международном терроризме, атакующем Россию, в частности, и в Чечне.
Вторая странность. Новым лидером чеченских 'лесных братьев' назван человек известный не только как член шариатского суда, но и как активнейший проповедник ваххабизма - течения, которое Масхадов многократно обвинял во многих бедах, что обрушились на его родину. Чтобы не быть голословным, процитирую выступление Аслана Масхадова 15 июля 1998 года по республиканскому телевидению. Полный текст выступления опубликован газетой 'Аль-Каф' в октябре того же года.
Итак, слово Масхадову: 'Я всегда говорил: не ведите речь о ваххабизме. . . Эта идеология сюда привносится искусственно. Ее внедряют и распространяют наши враги. . . И это большое несчастье, беда. . . Мы всегда гордились тем, что мы чеченцы. А сегодня у нас хотят отнять веру наших отцов. . . отнять наши обычаи и традиции, адат. . . Надо убрать ваххабитскую идеологию. Алимы-богословы каждого села должны на площадях, в мечетях разъяснять народу истинную картину'. И т.д.
По меньшей мере странно, что Масхадов остановил свой выбор на иностранном проповеднике ваххабизма. Возможно это ставленник не покойного Масхадова, а еще живого Басаева, который уже давно прикормлен богословами-террористами из Саудовской Аравии? Это куда больше похоже на правду.
Наконец, последнее сомнение относительно данной версии. Шариатский суд в эпоху 'масхадовской независимости' должен был запомниться даже Западу впечатляющей сценой прилюдного расстрела провинившихся на площади Грозного, что вызвало в Европе немало протестов. Судья подобного шариатского суда в качестве партнера по переговорам даже для проичкерийской части европейских правозащитников, согласитесь, не самый удачный выбор.
Тем более что расстрел, о котором идет речь, это лишь видимая часть айсберга тех дел, что натворил при Масхадове шариатский суд в Чечне. Достаточно напомнить, например, об известном эпизоде, когда в шариатский суд был вызван главный работорговец Ичкерии Арби Бараев. Чтобы уйти от ответственности Бараеву оказалось достаточно всего лишь принести клятву на Коране, и он тут же был отпущен дальше заниматься своим кровавым бизнесом, то есть, отрезать пальцы детям, головы взрослым и глумиться над любым человеком, ставшим его заложником.
В любом случае очевидно, что речь идет о подставной фигуре. Если оставшиеся на воле подлинные волки вроде Шамиля Басаева или Доку Умарова не подчинялись de facto даже Масхадову, то уж, тем более, они не будут подчиняться марионетке, будь он хоть трижды ваххабитом, пять раз шариатским судьей и десять раз выходцем из Саудовской Аравии.
Басаев предложил Западу куклу. Если Запад хочет, он может с ней поиграться.