Министр Александр Соколов, профессиональный скрипач и нынешний преподаватель теории музыки, рассказал газете, что Россия - это больше, чем о ней поется в известной песне 'Beatles'
Следуя за блестящим черным, с массой хромированных деталей 'Хаммером', машина, в которой прибыл министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов, съехала на подъездную дорожку к гостинице 'Нью Отани Хотел', расположенной в центре Лос-Анджелеса. Сопровождающий г-на Соколова американец хотел было извиниться за броскость этого дорогого и неэкономичного автомобиля, когда министр заметил: 'Эта марка очень популярна в Москве'.
Кто бы мог подумать, что в Москве любят кричащую роскошь?
Александр Соколов, профессиональный скрипач, который в свои пятьдесят с лишним лет является ректором и преподавателем теории музыки в Московской Консерватории имени Чайковского, получил портфель министра примерно год назад. Его приезд в Лос-Анджелес в середине зимы был обусловлен желанием обсудить и разрекламировать международный конкурс и фестиваль пианистов имени Рахманинова. Идея конкурса принадлежит министерству, возглавляемому г-ном Соколовым, правительству города Лос-Анджелес и неправительственной организации 'Master Classes International', которая находится в Лос-Анджелесе и занимается организацией гастролей деятелей искусств со всего мира. Г-н Соколов будет членом жюри конкурса, который пройдет с 4 по 18 июня в Концертном зале Уолта Диснея.
Г-н Соколов воспользовался своим пребыванием в Соединенных Штатах, чтобы развеять стереотипы, которые россияне и американцы сохранили друг о друге со времен 'холодной войны'. Даже спустя 10 лет после распада Советского Союза большинство американцев черпают информацию о современной России из песни 'Beatles' - 'Back in the USSR'.
Любуясь из центра города горным пейзажем, г-н Соколов сказал, что в России сейчас снег, но добавил, что жизнь в России не похожа на фильм 'Доктор Живаго'.
'Задачей моего поколения является возрождение российской культуры', - заявил г-н Соколов.
Г-н Соколов входил в состав жюри конкурса имени Рахманинова в 2002 году, но в тот раз ему не удалось съездить к океану: он безвылазно находился в концертном зале города Пасадены, где проходил конкурс пианистов в возрасте до тридцати лет, боровшихся за гран-при в 30.000 долларов и новое пианино марки 'Kawai'. На этот раз г-н Соколов собирается немного попутешествовать.
Во время своего четырехдневного визита в Лос-Анджелес г-н Соколов посетил Дисней Холл и провел три часа в фонде Гетти (Getty); принял участие в обеде, организованном Американской академией киноискусства и кинотехники на студии 'Sony Pictures Entertainment'; встретился с представителями администрации города и округа; присутствовал на роскошном званном вечере в обставленном французским антиквариатом особняке Денниса Тито (Dennis Tito), богатого бизнесмена, который в 2001 году заплатил 20 миллионов долларов, за полет на Международную космическую станцию в составе российского экипажа на борту ракеты-носителя 'Союз'.
Одной из задач российского министра культуры является, по его словам, разработка законов о благотворительной деятельности по образцу американских законов, что позволит некоммерческим культурным учреждениям, таким как Большой театр, который всегда финансировался из государственного бюджета, заниматься сбором частных средств. Кроме того, министр хочет создать юридическую основу для российско-американских совместных кинопостановок и заложить традицию проведения московского кинофестиваля, который познакомил бы российскую публику с независимым американским кино, а не только с голливудскими блокбастерами.
России также есть чему поучиться у Америки в индустрии развлечений в плане закона об авторском праве, а также способов борьбы с незаконным производством видео- и аудио-продукции. Кроме того, г-н Соколов стремится развить в России культурный туризм. 'Не только города центральной России, такие как Москва и Петербург, но и города провинции представляют исторический интерес, особенно на севере России, и в Сибири', - сказал он.
Несмотря на то, что целью визита г-на Соколова было ознакомление американской публики с российской культурой, он часто демонстрировал способности комического актера разговорного жанра. В фойе гостиницы перед встречей с инспектором округа Зевом Ярославски (Zev Yaroslavsky), чьи предки были родом с Украины и Белоруссии, он слушал, как владелец художественной галереи на Беверли-Хилс Сюзан Зада (Suzanne Zada), специально привлеченная для организации визита г-на Соколова, возмущалась невежеством, с которым она столкнулась на местных радио и телестанциях, когда пыталась организовать интервью для российского министра. Ее везде просили произнести имя 'Рахманинов' по буквам, что, по ее словам, было просто невозможно в ее родной Венгрии.
'Поверьте, через несколько лет они не будут знать, как пишется слово 'пианино', - усмехнулся г-н Соколов.
Хотя в России тоже обеспокоены проблемой засилья поп-культуры, г-н Соколов заявил, что для американцев, помешанных на шоу-бизнесе и спорте, эта проблема стоит острее. 'Кроме того, они стремятся быть победителями. В искусстве нечего побеждать', - сказал г-н Соколов.
Со своей стороны, исполнительный вице-президент студии 'Sony Pictures Entertainment', ответственная за внешние связи, Хоуп Буншафт (Hope Boonshaft) признала, что они были заинтересованы во встрече с г-ном министром не потому, что он представляет российскую культуру.
'Примерно раз в месяц мы принимаем высокопоставленных лиц со всего мира, - сказала г-жа Буншафт. - Все мы транснациональные компании, а Россия является новым, быстро развивающимся рынком. Она интересует нас как рынок сбыта. Когда в городе с визитом находится высокопоставленный чиновник, мы устанавливаем с ним контакт'.
На вечере в доме бизнесмена, который состоялся накануне отлета г-на Соколова, министр оценил свой визит как победу искусства. Он выразил благодарность присутствующим, среди которых была исполнительный директор Комиссии по искусству округа Лос-Анджелес Лора Закер (Laura Zucker), недавно избранная главой некоммерческой организации по превращению города в центр культурного туризма.
'Я полон новых впечатлений. Я надеюсь, между Лос-Анджелесом и Россией установятся новые традиции', - сказал г-н Соколов. Космонавт-любитель Деннис Тито поддержал министра.
'Я вырос с определенными представлениями о России и русских, но, оказывается, у нас много общего. Я считаю их очень привлекательными и остроумными людьми, с которыми весело', - сказал г-н Тито.
'Я думаю, культурные обмены начались примерно в семидесятые годы, но настоящий прорыв в отношениях произошел после осуществления совместного проекта 'Аполлон-Союз' в 1975 году и космических проектов девяностых годов, которые привели к расширению культурных связей. То, что мы наблюдаем сегодня - это развитие этого процесса', - сказал г-н Тито.