Тель-Авив, Израиль, 10 марта 2005 года (UPI). Израильская полиция расследует подозрения, что проживающие в Израиле иностранные граждане использовали крупнейший израильский банк "Hapoalim" для того, чтобы отмыть миллионы долларов.
Полиция подозревает, что сотрудники отделения банка, которое обслуживает иностранных резидентов Тель-Авива, сознательно помогали тем отмывать деньги, однако суммы пока еще не ясны.
"Это ближе к миллиарду (чем к 200 миллионам). Всякий раз мы находим больше", - сказала корреспонденту агентства UPI главный инспектор Шира Либерман (Shira Lieberman).
Иногда деньги помещали в этот банк "на очень короткий срок, день или даже меньше", сообщила она.
Тайное расследование было начато в 2003 году, после того, как полиция получила информацию. Банк Израиля, в конце концов, понял, что происходит нечто ненормальное, а руководство банка "Hapoalim" получило письмо, где рассказывалось о злоупотреблениях.
Когда менеджеры банка пришли с этим письмом в полицию, то узнали, что полиция уже расследует деятельность этого отделения банка.
В воскресенье полиция перешла к открытому расследованию, и к четвергу были задержаны около 30 сотрудников банка и четверо его клиентов, все из которых были затем освобождены и помещены под домашний арест.
Были допрошены несколько старших менеджеров с целью установить, знали ли они, что происходило, игнорировали ли они признаки неблагополучия или же они просто не сумели помешать отмыванию денег.
Один, по крайней мере, менеджер из этого отделения банка, как утверждает полиция, сознательно преступил закон.
В воскресенье полиция передала собранные по делу доказательства судье Лие Лев-Oн (Lia Lev-On) мирового суда города Петах-Тиква, и судья заключила: "Это не просто подозрения, но объективные доказательства, собранные за определенное время".
Документы свидетельствуют не только о "знании и соучастии в незаконных перемещениях денег, но также о деятельности, которая способствовала нарушениям и недостоверным докладам".
Закон требует, чтобы банк сообщал о крупных или подозрительных перемещениях денег.
Либерман сказала, что полиция изъяла массу документов и компьютерных материалов, и что вероятны новые аресты.
Поскольку многие из клиентов находятся заграницей, полиция попросит иностранные правоохранительные органы допросить этих людей.
"Очень хорошо налажено наше сотрудничество с Францией", - добавила Либерман.
Полиция не назвала фамилии подозреваемых клиентов, но газета "Globes" сообщила, что один из них "является высокопоставленной фигурой в администрации одной из стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и имел счет в отделении 'Hayarkon' банка 'Hapoalim' , который использовал для отмывания денег, добытых преступным путем".
СНГ - организация, в которую входят 12 республик бывшего Советского Союза.
На просьбу подтвердить, что этот человек был министром в правительстве Казахстана, Либерман сказала: "Я не могу ничего подтвердить и не могу реагировать".
Другим очевидным подозреваемым является Владимир Гусинский, которого газета "Haaretz" описывает как "магната, который эмигрировал из России по причине того, что там его заподозрили в налоговых нарушениях". Шира Либерман подтвердила, что полиция провела обыск в офисе Гусинского.
Пресс-секретарь Гусинского Арнон Перлман (Arnon Perlman) не ответил на звонок, в котором его просили дать свои комментарии. Однако газета "Haaretz"процитировала бывшего израильского министра инфраструктуры Авиглора Либермана (Avigdor Lieberman), который, якобы сказал, что имел беседу с Гусинским, который наотрез отрицал любые незаконные действия.
По свидетельству бывшего министра Либермана, Гусинский сказал: "Я веду борьбу против Кремля и (российского президента) Путина, и мне не нужна всякая ерунда здесь".
Сотрудники банка "Hapoalim" получили указание не обсуждать данный вопрос.
Банк опубликовал заявление, в котором сказано, что в начале 2004 года он "получил информацию, которая вызвала подозрения в отмывании денег". Банковский юрисконсульт и орган, контролирующий банки, передали данную информацию полиции, получили указание хранить это дело в тайне, и банк "помог полиции во всем, о чем его попросили".
Судя по этой информации, расследование фокусируется "только на одном отделении банка и на ограниченном числе счетов" и касается "очень малой доли процента всех банковских счетов, а поэтому никак не должно повлиять на обычную клиентуру, ее банковские операции или финансовые результаты банка", сказано далее в заявлении.
Израиль имел обыкновение привлекать иностранные фонды, когда его законы и контроль над деятельностью банков были "относительно легкими", заявил корреспонденту UPI тель-авивский эксперт по рынкам капитала Амихуд Дотан (Amihud Dotan). "Было сравнительно просто переводить деньги в Израиль, и те, кто хотел отмыть капитал, использовали израильские банки".
Мейрав Арласорофф (Meirav Arlasoroff), редактор экономической рубрики "The Marker" газеты "Haaretz", в понедельник заметил, что "репутация Израиля как борца с отмыванием денег не является безупречной". Многие годы израильские банки служили безопасной гаванью для богатых евреев. . . надо полагать, по сионистским соображениям: евреев преследовали за их религию, либо они жили под гнетом диктаторских режимов, и Израиль в момент нужды давал им безопасное убежище, если не физическое, то, по крайней мере, финансовое.
"Культура в израильских банках, очень напоминавшая швейцарские банки, требовала, чтобы клиентам не задавали слишком много вопросов. Именно эта политика "закрывания глаз" позволяла процветать отмыванию денег; даже когда деньги были нажиты неправедным, преступным путем, их хозяев никоим образом не преследовали".
Израиль числился в черном списке Международной комиссии по борьбе с отмыванием преступных доходов (Financial Action Task Force on money laundering), и Соединенные Штаты оказывали на него давление в пользу принятия жестких законов о борьбе с отмыванием денег. Он это сделал, и в октябре 2003 года, после определенного периода мониторинга, Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег формально прекратила свой мониторинг.
Подозрения, что сотрудники банка "Hapoalim" вступили в преступный сговор с теми, кто отмывает деньги, изготовляли сфальсифицированные документы и отчеты, "подпадают под категорию организованной преступности, которая глубоко пронизала банки, что может бросить тень на всю израильскую банковскую отрасль", написал Арласорофф.
Однако пресс-секретарь Банка Израиля Габи Фишман (Gabi Fishman) утверждает, что это дело доказывает, что Израиль имеет органы наблюдения и принуждения, "которые знают, как справляться с подобными делами".
Полиция и орган, контролирующий банки, сотрудничают в этом деле уже давно, отметил он.
"Главное послание для Израиля и всего мира заключается в том, что Израиль реагирует на проблемы такого рода очень серьезно и с должной жесткостью", - добавил Фишман.