Жестокое уничтожение Аслана Масхадова, бывшего президента Чечни и верховного главнокомандующего чеченских мятежников, возможно, и стало победой Владимира Путина в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной может обернуться потерей. Покойный чеченский лидер - бывший советский артиллерийский полковник, по сути, был светским националистом до недавнего усиления воинственного ислама в регионе. Более того, в январе он объявил одностороннее прекращение огня, призвав к мирным переговорам с Кремлем.
С убийством Масхадова Москва теряет возможность разделить чеченцев на более светских сторонников национальной независимости и радикальных исламистских террористов, 'воинов джихада', возглавляемых Шамилем Басаевым. Вахаббиты, имеющие глобальные сети финансовой поддержки и подготовки, и не желают ничего иного, кроме как сделать Басаева Амиром (верховным главнокомандующим) Северного Кавказа - без вмешательства Масхадова.
Цель исламистов - создание Северокавказского халифата, милитаристской диктатуры, основанной на законах Шариата и раскинувшейся между Черным и Каспийским морями, - стала чуть ближе. В результате усилится терроризм и джихад на Северном Кавказе, включая республики Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария, где российские силы безопасности все больше воюют с террористами. Вероятность крупных терактов, подобных трагедии в Беслане в сентябре 2004 года, также возрастет, если только Басаев не будет убит или захвачен в ближайшее время.
Тем не менее, Путину отчаянно была нужна победа такой величины, и ФСБ организовала ее, причем на Международный женский день, ни больше, ни меньше. Теперь падающий рейтинг популярности, возможно, возобновит свой рост. А может, и нет. Через год после переизбрания Владимира Путина президентом его внутренние и внешние проблемы растут, как снежный ком, а его аура почти сверхчеловеческой неуязвимости стремительно рассеивается. Это, однако, не означает, что на Путина можно смотреть сверху вниз или перестать с ним считаться: контроль по-прежнему у него.
Интересы США в России включают сотрудничество по прекращению ядерной программы Ирана, нераспространению ядерного оружия, войне с международным терроризмом, вступлению России во Всемирную торговую организацию, а также двухстороннее энергетическое и экономическое взаимодействие и другие вопросы. Президент Джордж Буш, 24 февраля встретившийся с Путиным в Братиславе (Словакия), решил поддерживать прочные рабочие отношения с российским президентом, одновременно выступая за демократические силы, терпимость, открытые рынки и гражданское общество в долгосрочной перспективе. Достичь подобного равновесия непросто.
Кризис доверия. Администрация Путина столкнулась с кризисом доверия. Особенно тяжелым ударом был теракт в Беслане, а также убийство доверенного лидера Чечни, бывшего муфтия Ахмада Кадырова 9 марта (так в тексте - Прим. пер.) 2004 года.
9 ноября в Думе состоялось голосование о вынесении вотума недоверия кабинету премьер-министра Михаила Фрадкова. Однако сомнений в том, кто был истинной мишенью возмущения, изливавшегося на премьера националистами и левыми оппозиционерами, этими артефактами элиты власти, не было никогда: это сам Путин.
Как показывают беседы с ведущими московскими политиками, правящий класс смущает, что у страны, похоже, отсутствует конкретное направление внутренней и внешней политики. Соответственно, то, что в 2008 году власть перейдет к избранному Путиным преемнику, уже не кажется само собой разумеющимся. То же касается и проведения конституционно-законодательных изменений, которые позволили бы Путину после двух президентских сроков продолжить правление страной в роли премьер-министра с расширенными полномочиями, включая контроль над обороной, спецслужбами и юридической системой.
Политическое недомогание охватило Россию, несмотря на высокие цены на нефть и уверенный по любым стандартам рост валового внутреннего продукта - в размере около 7%. И все же сокращение рейтинга популярности Путина на 20% заставляет задуматься, как быстро может ухудшиться ситуация, если цены на нефть упадут. Застой и неопределенность видны во многих областях, включая:
- Неспособность добиться экономического роста, который обеспечил бы достижение цели Путина - удвоения ВВП к 2010 году. Из-за снижения доверия инвесторов бегство капитала в прошлом году увеличилось в 4 раза. Инвесторы уходят, а элита воспринимает это как неспособность выполнить важную национальную задачу.
- Монополизацию государственной власти небольшой группкой лояльных Путину людей, в основном из питерских спецслужб и мэрии, где он работал в начале 1990х. Эта группа захватила государственные компании, юридическую систему и суды и даже частные фирмы. Россияне жалуются, что эта группка контролирует 'финансовые потоки', оставляя другим элитам чрезвычайно мало возможностей для обогащения и делая политико-экономическую систему фундаментально несправедливой. Если окружение Путина решит, что он слишком слаб, оно может попытаться от него избавиться. Однако это несоответствие власти и богатства повышает ставки будущей антипутинской коалиции и увеличивает стимул для ослабления или прекращения власти питерской группировки - через избирательные урны или, если потребуется, другими методами.
- Широко распространенное мнение, что нынешний премьер и его кабинет потерпели неудачу. Совсем недавно правительство промахнулось с реформой соцобеспечения, которая должна была заменить льготы на денежные выплаты. Неадекватное планирование и неудачное выполнение привели к проведению самых массовых уличных демонстраций за все время с момента прихода Путина к власти в 1999. Предстоящая реформа субсидированного жилищно-коммунального хозяйства в случае неудачного проведения может еще больше подорвать престиж режима. Попытки Путина задобрить протестующих увеличением выплат офицерам, отставным военным и студентам при одновременном наращивании бюджетов ФСБ и армии создали ощущение слабости и нерешительности. Но он всегда может пожертвовать правительством и премьер-министром, превратив их в козлов отпущения для снятия социальных напряжений.
- Протекционизм и экономический национализм. Недавно глава Минприроды объявил, что компании 'нерезидентов' (т.е. иностранные фирмы и российские оффшоры) не будут допущены к природным ресурсам России, таким, как нефть, газ и другие полезные ископаемые. Такой подход позволит российским компаниям с сомнительными связями в министерстве или Кремле получить лицензии на выгодные месторождения, тогда как иностранцы и 'нежелательные' россияне останутся в стороне. Такой подход обесценивает продажу лицензий на добычу полезных ископаемых и лишает российское правительство так необходимой прибыли.
- Неудачное проведение 'деолигархизации' 'ЮКОСа'. Этот процесс должен был выглядеть ясным, законным и справедливым. Вместо этого, неуклюжее, закулисное разделение компании Генпрокуратурой и налоговиками превратили Россию в глазах многих западных инвесторов в кошмар, а ее правительство - в злодея. Учитывая, что рейтинговое агентство Standard & Poor's присвоило России инвестиционный рейтинг (BBB-), благодаря досрочному погашению задолженности перед Международным валютным фондом, положительному платежному балансу и профициту бюджета, дело 'ЮКОСа' уже стоило России десятков миллиардов долларов потерянных инвестиций. Главный советник Путина по экономическим вопросам, Андрей Илларионов, открыто назвал продажу главного нефтедобывающего актива компании, 'Юганскнефтегаза', 'мошенничеством года'. Российская элита расходится в оценках дела 'ЮКОСа' и направления экономической политики.
- Отказ допустить западные нефтяные компании к российским энергоресурсам, включая месторождения Сахалина. Компания Exxon объявила о своем уходе после того, как Минэнерго потребовало 1 млрд. долларов за продолжение разработки месторождения. Кроме того, Россия вполне может отказаться от планов строительства трубопровода из Западной Сибири до незамерзающего порта Мурманск на Арктике, чтобы поставлять нефть в США. Вместо этого Москва может решить провести трубопровод из сибирского Тайшета до порта Находка на Тихом океане, длиной 3500 миль и стоимостью 12 млрд. долларов, для продажи нефти азиатско-тихоокеанскому региону, включая Японию, Корею и Китай.
В политике Россия терпит фиаско по многим направлениям. Всегда, когда при проведении политики частные, корпоративные или бюрократические интересы начинают превалировать над государственным соображениями, она терпит неудачу, как было при царе Николае Втором в начале 20-го века. Политики позволяют себе оперировать советскими клише и стереотипами и даже обращаться к своим предшественникам царской эпохи. В качестве примера можно привести противостояние политике Соединенных Штатов по ядерному разоружению Ирана - по выражению одного из высокопоставленных российских законодателей, 'не ради Ирана, а потому что они загоняют нас в угол'. Он добавил, что односторонняя политика США, основанная на военном превосходстве, неприемлема не только для России, но и для Китая, Франции и Германии.
Российский военный и дипломатический истеблишмент вряд ли способен выработать и нормально провести в жизнь политику углубления взаимодействия с НАТО или по борьбе с исламистами (салафистами и ваххабитами) на Северном Кавказе. Россия умыла руки, когда встал вопрос о распространении демократии в Беларуси и Туркменистане. Россия поставляла ракеты SA-18 класса 'земля-воздух' террористическим режимам в Сирии и игнорировала стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами в Центральной Азии, где Москва много говорит о растущей китайской угрозе для российского Дальнего Востока, но при этом ничего не делает для ее предотвращения.
В настоящее время Россия проводит в провозглашенной ею самой и постоянно сжимающейся зоне влияния, которую там называют 'ближним зарубежьем', непоследовательную, непредсказуемую и контрпродуктивную политику, причем эта политика, за которой чувствуется влияние Федеральной службы безопасности, иногда проводится без согласования не то что с министерством иностранных дел, а и с Советом Безопасности.
Как Россия потеряла Украину?
Сторонники 'жесткой линии' сейчас активно нападают на путинское правительство за то, что оно не смогло обеспечить желаемый результат выборов, то есть победу пророссийских политиков на Украине и в Абхазии, несмотря на то, что ресурсов и на то, и на другое истрачено было предостаточно. Один из депутатов российского парламента заявил, что Путин прилюдно получил пощечину в этих странах, потому что и там, и там делом занималась ФСБ, но их операции вышли из-под контроля тех, кто их задумывал. То, что квазиимпериалистически настроенная политическая элита считает поражениями внешней политики, которые Путин потерпел на фоне своих великодержавных заявлений, делает его в их глазах слабым политиком, что впоследствии может быть использовано как один из аргументов, которыми можно обставить его уход с политической арены.
Демократическая политика в России умирает непрерывно со дня парламентских выборов в Думу 2003 года. Правоцентристская партия 'Союз правых сил' и левоцентристская 'Яблоко' так и не преодолели пятипроцентный барьер, что, как поговаривают, произошло не без помощи Центральной избирательной комиссии. В результате на политической арене осталась только одна влиятельная партия - 'Единая Россия', а оппозиция - и та контролируемая - представлена главным образом ультранационалистами разных мастей.
Уничтожение одномандатных избирательных округов, перевод Думы на выборы по общенациональным партийным спискам и отмена выборов губернаторов Россия ясно показывают, что Россия идет назад, к 'недемократическому' централизму. Такая система создает огромные возможности для коррупции на самых разных уровнях через покупку и продажу должностей и назначений. Начинает бить обратно по Кремлю и жесткий контроль над телевидением, которое быстро теряет свой и без того невысокий авторитет.
Устарела система армии и спецслужб
Система безопасности - одно из самых слабых мест России. Несмотря на убийство Масхадова, который, ясное дело, раскручен Кремлем как масштабный военный успех, ФСБ и политическая элита так и не смогли предотвратить такие крупные теракты, как Беслан (пятый террористический акт подобного рода с 1995 года) и взрывы смертников в московском метро и на борту двух пассажирских самолетов в 2004 году. Правительство Путина так и не назвало и, естественно, не наказало должностных лиц, на которых лежит ответственность за Беслан, чем создало вокруг этого теракта атмосферу полной безнаказанности. Правительство не провело полномасштабной реформы вооруженных сил и спецслужб, которые до сих пор остаются пережитками тоталитарной системы 20-го века и неспособны эффективно противостоять угрозам века 21-го, таким, как исламский терроризм.
Правительство Путина не понимает толком и того, как остановить распространение исламского экстремизма и терроризма из Чечни в соседние с ней республики Северного Кавказа - Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Дагестан. Распространение этих явлений грозит России открытым джихадом, а в этом случае на карту будет поставлена территориальная целостность самой России. В конце концов позиции исламистов могут начать усиливаться и в Татарстане с Башкортостаном.
И, наконец, Кремль оказался неспособен ни контролировать, ни, тем более, остановить процесс повсеместной коррупции государственного аппарата. Российскому государству не удалось стать надежным и цивилизованным партнером для отечественного и иностранного бизнеса и не удалось создать атмосферу законности, предсказуемого законо- и нормотворчества, защиты прав собственников и инвесторов с тем, чтобы они не страдали от капризов политической элиты.
КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ БУША:
Соединенным Штатам необходимо осознать всю сложность проблем, с которыми сталкивается сейчас Россия, и глубину кризиса, в котором она находится. Прошло время, когда американская помощь исолпьзовалась в качестве заплаток для тришкина кафтана, и советы из Вашингтона больше не приветствуются - если в них вообще когда-либо нуждались. Однако метод взаимных уступок до сих пор остается, пожалуй, лучшим дипломатическим инструментом, судя по тому, что наиболее высокопоставленные российские представители не отрицают возможность переговоров по многим вопросам, стоящим между двумя странами. Конкретнее, Соединенным Штатам желательно:
- Добиваться сотрудничества в нейтрализации иранской программы производства ядерного оружия, так как она одинаково угрожает как США, так и России. Это означает, что необходимо задействовать все возможности по предотвращению поступления российского ядерного топлива на реактор в Бушере.
- Настраивать Россию на сотрудничество в бывших советских республиках по таким вопросам, как разрешение конфликтов и вывод войск, в результате которого окажется возможным разрешение 'замороженных' конфликтов в Молдове, Грузии (включая Абхазию и Южную Осетию) и Нагорном Карабахе.
- Убеждать Кремль либерализовать доступ западных инвесторов в отрасли, занимающиеся добычей углеводородных и других природных ресурсов, а также трубопроводной транспортировкой. Соединенные Штаты должны проводить с правительством России работу, которая привела бы к отзыву государственного участия в неэффективных предприятиях, работающих в данных отраслях, и к приватизации этих предприятий.
- Поставить условием дальнейшего продвижения России по пути вступления во Всемирную торговую организацию упразднение государственных монополий и прекращение действия непрозрачных и протекционистских механизмов в управлении экономикой, особенно в добывающих отраслях.
- Поддерживать демократизацию российской политики и средств массовой информации, особенно телевидения, в настоящее время главным образом государственного, а также поддерживать возникновение и работу в России частных и общественных (негосударственных) телеканалов.
И, кроме всего прочего, объяснить России, что Соединенные Штаты не хотят ее расчленения и полностью признают ее территориальную целостность - от Калининграда на Западе до Дагестана на юге.
И что же дальше?
Вашингтон должен жестко ставить перед Москвой вопрос о соблюдении своих важнейших интересов с упором на вопросы безопасности - разоружение Ирана, контртеррористическую деятельность и нераспространение ядерных технологий. На горизонте поднимается Китай, не давая спокойно спать ни Вашингтону, ни Москве, и по этому вопросу России с Соединенными Штатами стоит хотя бы начать 'сверять часы'. С США у Китая нет общей границы, но его граница с Россией тянется на тысячи километров. Стоит вспомнить также и то, что эти два евразийских гиганта воевали между собой в 17-м и 20-м веках.
Просто учить Путина, как строить демократию, вряд ли эффективно - здесь гораздо лучше работает принцип кнута и пряника. Россия наверняка столкнется с политической нестабильностью, поскольку политическая элита уже сейчас борется за позиции в избирательном цикле 2007-2008 годов. США должны не искать себе фаворитов и не влезать в российские дела, а выступать за прозрачность, демократию и деловое сотрудничество, одновременно защищая собственную безопасность и экономические интересы в России и Евразии.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник центра Sarah and Douglas Allison фонда Heritage Foundation; автор книги 'Российский империализм: развитие и кризис' (Russian Imperialism: Development and Crisis, издательство Praeger, 1996 год) и готовящейся к выходу в этом году книги 'Евразия в равновесии' (Eurasia in Balance, издательство Ashgate).
__________________________________________________________________
Избранные сочинения Ариэля Коэна на ИноСМИ.Ru
Встреча с Путиным в Братиславе ("The Washington Times", США)
Как направить украинский корабль к спасительному берегу ("The Heritage Foundation", США)
Протянем Киеву руку помощи ("The Washington Times", США)
Путин: друг или враг? ("Front Page Magazine", США)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
В Киеве наступает решающий момент ("The Washington Times", США)
После выборов на Украине притягательная сила России в Евразии может вырасти ("EurasiaNet", США)
Ловкий ход Саудовской Аравии ("Fox News", США)
Террор в Ташкенте ("The Washington Times", США)
Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)
Наши задачи в Грузии ("The Washington Times", США)
Россию переводят на другой путь? ("The Washington Times", США)
Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)
Угрозы интересам безопасности Америки исходят из Евразии ("In The National Interest", США)