Топ-менеджеры компании пытаются не допустить экстрадиции
Находящиеся в Лондоне руководители опальной российской нефтяной компании 'ЮКОС' сегодня постараются не допустить своей экстрадиции на слушаниях в магистратском суде на Боу-стрит. Заседание состоится после того, как вчера в Испании более 40 человек были арестованы в рамках расследования дела по отмыванию 250 млн. евро (172 млн. фунтов стерлингов) в компании, основанной олигархом Михаилом Ходорковским, ныне находящимся в тюрьме.
Команда юриста 'ЮКОСа' Светланы Бахминой на этой неделе также постарается найти новые способы добиться освобождения матери двоих детей, которая две недели назад объявила в Москве голодовку.
Адвокаты Бахминой, которая находится под стражей три месяца и ни разу за это время не смогла поговорить по телефону с детьми, заявляют, что ее используют как 'заложницу', чтобы вынудить ее начальника вернуться из Великобритании. Ее обвиняют в хищении имущества дочерней компании 'ЮКОСа' на сумму 18 млрд. рублей (340 млн. фунтов) в 1998 году.
На Боу-стрит будет слушаться дело трех финансистов, работавших на Ходорковского, - Дмитрия Маруева, Натальи Чернышевой и Александра Горбачева.
Однако из России бежали и другие топ-менеджеры 'ЮКОСа', включая непосредственного начальника Бахминой, Дмитрия Голоболова, который тоже может стать мишенью, если первая волна окажется успешной. Все эти представители 'ЮКОСа' попросили политического убежища, но британскому правительству еще предстоит принять решение по этому вопросу.
Слушания в магистратском суде начались в четверг, под председательством главного окружного судьи Тимоти Уоркмэна (Timothy Workman), который два года назад отклонил просьбу России об экстрадиции чеченского боевика Ахмеда Закаева.
Тогда судья Уоркмэн признал, что существует значительный риск того, что Закаев будет подвергнут пыткам. Не удалось Москве добиться и выдачи двух других бизнесменов, Бориса Березовского и Юлия Дубова.
Однако эти сложности грозят испортить отношения между премьер-министром Тони Блэром и президентом России Владимиром Путиным. Многие полагают, что именно Путин стоит за кампанией по аресту Ходорковского и его коллег.
Российское правительство уже вынудило 'ЮКОС' продать с аукциона свой главный нефтедобывающий актив, 'Юганскнефтегаз', и одержало важную победу в американском суде, куда компания обращалась с просьбой о начале процедуры банкротства, но потерпела неудачу.
Тем временем главный бухгалтер Маруев и Чернышева, участвовавшая в процессе приватизации, обвиняются в преступном заговоре в 1997 году для использования фальшивых контрактов и хищения путем мошенничества 2,6 млрд. долларов (1,3 млрд. фунтов) у областной администрации. Кроме того, их обвиняют в заговоре с Ходорковским для хищения государственной собственности.
Министерство внутренних дел назвало обыски и арест в Испании 41 человека, потенциально связанных с отмыванием денег 'ЮКОСом', самой крупной операцией такого рода, которой предшествовали 10 месяцев расследования.
Кроме граждан Испании, России и Франции, полиция также арестовала яхту, два самолета и 42 роскошных автомобиля.
Пресс-секретарь 'ЮКОСа' Александр Шадрин в интервью радиостанции 'Эхо Москвы' назвал предположения о причастности компании к отмыванию денег в Испании 'бредом'. 'Осталось только поискать на Марсе - ничего мы там не отмыли?' - заявил он.
На прошлой неделе Бахминой отказали в освобождении под залог, несмотря на просьбы международных организаций, представляющих 1 миллион адвокатов, направленные и Генпрокурору России, и Путину.
Представляющая Бахмину Эллен Цайслер (Ellen Zeisler) из компании Corker Binning говорит: 'Как юрист и мать, я в ужасе от долгого заключения Светланы и от того, как с ней обращается российское правительство'.
'Дело Светланы - страшный пример того, что адвокат может быть арестован, содержаться под стражей и быть лишенным основных прав человека по каким-то скрытым мотивам'.