Самые благоприятные возможности для капиталовложений открываются за пределами ЕС. Инвесторы присматриваются даже к рынкам Израиля и ЮАР, утверждает Фил Дэвис
Неофициальные пределы Европы быстро расширяются - причем особый интерес у инвесторов вызывают кандидаты на вступление в ЕС, например Турция и Украина.
'RAB' - фирма, специализирующаяся на управлении хеджевыми фондами - считает, что многообещающие возможности для инвестиций существуют и за пределами 'зон роста', наметившимися в последние два года. Ее новый Европейский фонд, организованный в прошлом году Лейлой Кардуш (Leila Kardouche) и Павлом Колоухом (Pavel Kolouch) - до этого они работали управляющими хеджевых фондов в компании 'Schroders' - будет предлагать своим международным инвесторам 'пускаться в плаванье' по неизведанным водам.
Г-жа Кардуш, наполовину египтянка, наполовину ливанка, говорит по-арабски и по-французски (на севере Африки именно французский - 'язык международного общения' в бизнесе). Г-н Колоух - родом из Чехословакии: он владеет русским языком.
Этот фонд с объемом капиталов в 25 миллионов долларов (13 миллионов фунтов) - в потенциале его 'емкость' может возрасти до 250 миллионов долларов - не намерен вкладывать крупные суммы в Центральной Европе. 'Все возможности сделать 'легкие деньги' там уже исчерпаны, - утверждает г-жа Кардуш. - В ближайшее время удвоения прибылей на этих рынках ожидать не приходится. Восточная Европа скорее перспективна с точки зрения шортинга. Это не означает, что многие тамошние компании плохи: просто их акции дороги'.
Исключением, возможно, является Польша, пережившая спад в 2000 - 2003 гг.: в основном это было связано с ужесточением монетарной политики, призванной обуздать инфляцию, но препятствовавшей и экономическому росту. По прогнозам 'RAB' в этом году темпы роста польской экономики должны составить 4-5%.
Большие деньги можно сделать в Болгарии, Румынии и на Украине, которые должны вступить в ЕС в 2007 г. [так в тексте. На самом деле вопрос о вступлении Украины в ЕС не решен - прим. перев.]: в ближайшее время, их экономика, скорее всего, будет приближаться к европейским стандартам. 'RAB' с особым оптимизмом оценивает ситуацию на Украине, из-за ее многочисленного населения и вновь обретенной репутации демократической страны. 'В отличие от России, с ее 'управляемой демократии', они строят либеральную демократию западного образца', - отмечает г-жа Кардуш.
Для предварительного отбора перспективных компаний сотрудники 'RAB' используют услуги местных брокеров, а затем проводят индивидуальные встречи с представителями этих фирм. Поскольку 'RAB' предпочитает играть по крупному - ее общий 'портфель' может достигать 30 компаний - она, скорее всего, будет последовательно вкладывать капиталы в одну украинскую фирму за другой. На нарождающихся рынках вроде украинского, инвестиции, как правило, носят долгосрочный характер. 'Если бы мы предлагали 'шорты' новым компаниям на новых рынках, с нами вообще никто не захотел бы разговаривать', - утверждает г-жа Кардуш.
В России, по мнению 'RAB', с точки зрения соотношения между ценами на акции и прибылями, оценочная стоимость компаний растет медленнее. '[В то же время - прим. перев.], Россия - постоянный фактор. Ее нельзя сбрасывать со счетов: там слишком много привлекательных компаний, - отметили представители 'RAB' в связи первичным размещением на Лондонской бирже акций российского конгломерата 'Система', состоявшимся в феврале (группе удалось выручить 1,35 миллиардов долларов, и ее оценочная стоимость достигла 8 миллиардов). - Это и есть новая Россия. Мы имеем дело с конгломератами, действующими на потребительском рынке мобильной связи и страхования, а не только с нефтегазовыми компаниями'.
Инвесторов, тревожащихся из-за недостатка ликвидности в России, возможно, успокоит известие о том, что 'Standard & Poor's' намерена уже в этом году распространять российские индексы совместно с московской биржей [речь идет о фондовой бирже РТС - прим. перев.]. Дэвид Блитцер (David Blitzer), глава комитета 'Standard & Poor's' по индексам, отмечает: 'Люди уже 20-30 лет пытаются создавать паевые инвестиционные фонды в России, но недостаточная структурированность рынков затрудняет привлечение капиталов. Появление общепризнанного брэндового индекса позволит продавать портфели немедленно, а не за две-три недели. Кроме того, это позволяет заниматься шортингом на всем рынке, что обеспечивает защиту краткосрочных инвестиций'.
Однако 'приграничные' государства вроде Марокко, Турции, Египта и стран Персидского залива, способны обогнать Россию и Украину с точки зрения инвестиционной привлекательности.
Быстрый успех в этих странах будет зависеть от знания местных рынков. Так, г-жа Кардуш - большая поклонница египетской компании 'Orascom Telecom', но лишь при тщательном изучении ее деятельности становится очевидным, что высокая оценочная стоимость этой фирмы и мощный приток капиталов связан с наличием у нее лицензий GSM на деятельность в Пакистане, Ираке и Бангладеш.
Египет, чья экономика в 1998-2003 гг. в буквальном смысле 'впала в спячку', сегодня ведет борьбу за иностранные инвестиции, установил, после многолетней привязки к доллару, плавающий курс национальной валюты, принимает меры по сокращению бюджетного дефицита и снижению инфляции. 'Там еще существует множество бюрократических препон, но они осознают, насколько сильна конкурентная борьба за капиталы на развивающихся рынках', - замечает г-жа Кардуш.
Среди участников этой борьбы - и страны Персидского залива. Объединенные Арабские Эмираты создают биржу в Дубае: она призвана стать центром формирования ликвидного рынка в регионе.
Что касается Турции, то инвесторы не могут дать однозначную оценку перспектив ее экономического развития. 'RAB' приобрела государственные облигации, приносящие доход на уровне 20-30% в год; компания уверена, что Турции удастся удержать курс своей довольно хрупкой валюты. Г-жа Кардуш говорит о росте производительности труда в этой стране, жесткой дисциплине в области повышения зарплат, и росте потребительского рынка. 'Люди не хотят признавать, что Турция сближается с Европой по экономическим стандартам, потому что ей придется пройти в этой области еще немалый путь, но она несомненно сближается', - утверждает г-жа Кардуш.
Кроме того, по мнению менеджеров 'RAB', представления о 'страновых рисках' в отношении Израиля явно преувеличены, поскольку многие высокотехнологичные компании из этой страны успешно действуют за рубежом.
Как часть 'будущей Европы' рассматривается и Южноафриканская республика. 'О ней говорили, что в социальном отношении эта страна - бомба с часовым механизмом. Говорили, что туда не идут иностранные прямые инвестиции. Но эта ситуация быстро меняется, и она будет меняться еще быстрее, когда у черного населения ЮАР появится собственный средний класс', - говорит г-жа Кардуш.