Еврокомиссия планирует начать переговоры с Россией и Китаем об увеличении доступа европейских авиакомпаний на быстрорастущие рынки воздушных перевозок этих стран.
Комиссар ЕС по транспорту Жак Барро (Jacques Barrot) вчера объявил, что обратится ко всем 25 государствам-членам ЕС с просьбой санкционировать переговоры о соглашениях об 'открытом небе' с Россией и Китаем. За этим должны последовать соглашения и с другими странами - Индией, Японией, Южной Кореей, Мексикой и Канадой.
Кроме того, Барро пообещал к 2010 году создать 'единую авиационную зону', в которую войдут ЕС, североафриканские страны, Балканы и страны Восточной Европы. 'Различные стороны введут одинаковые правила функционирования рынка. . . в том числе, в отношении безопасности воздушного сообщения и полетов', - говорится в опубликованном вчера заявлении Еврокомиссии.
'Для нас чрезвычайно важно строить новые отношения по всему миру', - добавил Барро. Его амбициозные планы иллюстрируют растущее стремление Комиссии оставить свой след в международной авиационной политике. Она уже добилась от стран ЕС права на заключение авиационных сделок, хотя для начала новых переговоров ей по-прежнему требуется разрешение правительств.
Некоторые члены ЕС, например, Великобритания, не хотят поддержать подобные переговоры. Они требуют, чтобы Комиссия сначала успешно завершила авиационные переговоры с США, начавшиеся в 2003 году, но с тех пор приостановленные. Комиссар сообщил, что в этом месяце посетит Вашингтон и попытается придать им новый импульс. Стороны прервали переговоры в прошлом году, после того как ЕС отказался от предложения США, которое, по его мнению, не предоставляет европейским авиаперевозчикам достаточный доступ на американский рынок.
Соглашения об 'открытом небе', которые ЕС стремится заключить с США, Россией и Китаем, позволят европейским авиакомпаниям летать в эти страны из любой точки Евросоюза, что в настоящий момент запрещено авиационными соглашениями, подписанными с отдельными членами блока.
Любые переговоры между ЕС и Россией, скорее всего, будут омрачены давними разногласиями из-за сборов, взимаемых с европейских авиаперевозчиков за перелет над Сибирью (это основной маршрут для самолетов, направляющихся на Дальний Восток). Сборы, которые, по мнению ЕС, противоречат международному законодательству, выплачиваются главному перевозчику России, 'Аэрофлоту'. В 2003 они составили 250 млн. евро (293 млн. долларов).
По словам Комиссии, авиационное соглашение с Россией может включать 'модернизацию' этих сборов к 2013. Кроме того, соглашение может 'улучшить рыночные возможности обеих сторон' и привести к некоторой унификации правил авиаперевозок.
ЕС жаждет увеличить доступ своих авиакомпаний на авиационный рынок в Китае, один из самых быстрорастущих в мире. Количество пассажиров на беспосадочных рейсах между ЕС и Китаем возросло с 275 тыс. чел. в 1990 до 3 млн. сегодня, но в Китай по-прежнему летают лишь восемь европейских авиалиний, а общее число рейсов составляет 21.