Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Работа журналиста становится все опаснее

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошедший год нельзя назвать удачным с точки зрения свободы печати. Более 30 смелых иракских журналистов и других сотрудников СМИ, всерьез воспринявших новообретенную свободу, поплатились жизнью за свои честные и бесстрашные репортажи. Кроме того, вопиющие нарушения свободы печати отмечены в России, Китае - и Соединенных Штатах.

Прошедший год нельзя назвать удачным с точки зрения свободы печати. Более 30 смелых иракских журналистов и других сотрудников СМИ, всерьез воспринявших новообретенную свободу, поплатились жизнью за свои честные и бесстрашные репортажи. Кроме того, вопиющие нарушения свободы печати отмечены в России, Китае - и Соединенных Штатах.

Об этих тревожных - в порой просто ошеломляющих - тенденциях сообщил в ежегодном докладе, распространенном в понедельник Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) (штаб-квартира этой организации находится в Нью-Йорке).

Всего в прошлом году при исполнении служебных обязанностей погибло 56 журналистов. 36 из них, как отмечается в докладе, пали жертвами преднамеренных убийств. По данным КЗЖ, только в девяти случаях убийцы были задержаны.

Больше всего журналистов погибло в охваченном хаосом и восстанием Ираке. Несмотря на успешное проведение парламентских выборов 30 января (явка составила 57%), партизаны все еще в состоянии без помех запугивать и убивать журналистов. Всего за год в Ираке было убито 39 журналистов и других сотрудников СМИ, в том числе 33 иракца. 'Из-за такого количества жертв война в Ираке стала одним из самых опасных для журналистов конфликтов за последние годы', - отмечается в докладе КЗЖ.

В целом, указывают авторы доклада, 2004 г. стал самым опасным для журналистов за последнее десятилетие. Такого количества сотрудников СМИ не погибало при исполнении долга с 1994 г., когда в ходе гражданской войны в Алжире исламские боевики систематически нападали на журналистов и редакторов газет. В тот год по всему миру погибло 66 журналистов.

Немалое беспокойство и тревогу вызывает и наступление на свободу печати в других странах. КЗЖ даже обвинил российского президента Владимира Путина в 'ужесточении контроля над СМИ по советскому образцу'. В частности, в докладе говорилось о подавлении независимых точек зрения на общенациональных российских телеканалах.

'Нигде новая жестокая реальность не проявляется с такой наглядностью, как в России', - говорится в докладе. Освещение в общенациональных программах новостей ужасной трагедии с захватом заложников в бесланской школе в сентябре прошлого года (тогда погибли 344 человека, в том числе 190 детей) авторы доклада называют 'тревожным примером замалчивания информации'. Общее развитие событий в стране характеризуется как 'ужасающий подрыв свободы печати'.

По мнению авторов доклада, символом дилеммы, с которой сталкивается независимая пресса в России, стало убийство в июле прошлого года Пола Хлебникова, американского гражданина и редактора русской версии влиятельного делового журнала 'Forbes'.

Примеру России, как отмечается в докладе, следовало и большинство других республик бывшего СССР. Однако его авторам удалось выявить и позитивное развитие событий - это касается трех малых государств Балтии - Латвии, Литвы и Эстонии, а также Украины, где в результате 'оранжевой революции' и переголосования второго тура выборов президентом стал прозападно настроенный демократ Виктор Ющенко.

Впрочем, по данным КЗЖ, чаще всего действующие журналисты попадают за решетку в Китае. В 2004 г. в самой населенной стране мира 42 журналиста поплатились свободой за свою служебную деятельность. На втором месте в списке репрессивных государств стоит Куба (там в тюрьме оказалось 23 журналиста), а на третьем, как ни странно, маленькая Эритрея, где за решетку попало 17 работников СМИ. Военный режим Мьянмы (бывшей Бирмы) подтвердил свою жесткую репутацию, отправив за решетку 11 журналистов.

Всего в мире, по данным авторов доклада, из-за своей служебной деятельности в тюрьму попали 122 журналиста. Среди них и Джим Тарикани (Jim Taricani), репортер телестанции WJAR из Провиденса (штат Род-Айленд, США), который отбывает шесть месяцев домашнего ареста за отказ раскрыть имя одного из своих источников. По всей территории США, как отмечается в докладе, суды рассматривают немало подобных дел.

Вообще, администрация Буша подвергается в докладе необычайно резкой критике. Его авторы утверждают, что в Соединенных Штатах развернулось 'беспрецедентное' наступление на свободу печати. Кроме того, отмечают они, Министерство национальной безопасности вводит жесткий визовый режим для работающих в США журналистов из как минимум 27 'дружественных' стран. В прошлом году 9 журналистов из этих стран были задержаны и лишены права на въезд в страну из-за отсутствия специальных виз.

Хорошие новости поступили из Колумбии - страны, долгое время страдавшей от деятельности богатых и могущественных наркотеррористических кланов. В 2004 г. там не погиб ни один журналист: при всей своей неожиданности эта информация не может не радовать. Однако общая ситуация в Центральной и Южной Америке, по мнению КЗЖ, выглядит мрачно. В Мексике, Перу, Никарагуа, Бразилии и других странах нередки случаи запугивания и убийства журналистов за расследования и публикации по 'чувствительным' темам, в том числе затрагивающим интересы влиятельных деятелей.

В общем, доклад производит отрезвляющее впечатление. По его данным, ситуация в мире выглядит весьма противоречиво: несмотря на важные демократические завоевания в ряде стран - от Украины до Ирака, крупные государства вроде России и Китая откатываются назад, к контролю над СМИ, а на целых континентах, например, в Латинской Америке, где пресса в целом свободна, однако подвергается запугиванию, фундаментальные конституционные права и свободы, свойственные демократическому обществу, на практике обеспечиваются не всегда.

Свобода на планете утвердилась еще далеко не везде. И, как показывает доклад, движение навстречу этой цели тоже нельзя считать чем-то заранее предопределенным.