В прошлом году в курортном местечке Херцлия-Питах один за другим, словно грибы после дождя, стали появляться шикарные особняки, обрамленные в оправу свежескошенных газонов и изумрудных плавательных бассейнов и окруженные могучими стенами для защиты от посторонних глаз. Как оказалось, владельцев новых домов объединяет не только то, что они испытывают единодушную привязанность к прибрежным курортам Израиля: все они евреи из России, и каждый из них безобразно богат.
Леонид Невзлин, Владимир Дубов и Михаил Брудно - эти люди владели крупными пакетами акций печально известной российской нефтяной компании 'ЮКОС' и разыскивались правоохранительными органами, по крайней мере, в России. Сами же они утверждают, что российский президент Владимир Путин преследует их абсолютно незаконно.
Несмотря на огромные до неприличия состояния российских олигархов, израильские банки не спешили расстилать перед ними ковровые дорожки, по крайней мере, сначала. 'Банк 'Hapoalim' самым тщательным образом проверял Невзлина, прежде чем включить его в число своих клиентов, - вспоминает один из его сотрудников. - Это заняло две недели'.
Каков бы ни был результат этой проверки, в конечном итоге счет Невзлину все-таки открыли, и десятки миллионов долларов потекли в Израиль рекой. И идиллия предпринимательского благополучия продолжалась вплоть до прошлого воскресенья, пока полиция не вышла из тени после года упорной работы по расследованию многочисленных случаев отмывания денег как раз в том самом банке, где Леонид Невзлин держал свои деньги: 535-ом отделении банка 'Hapoalim', расположенном на улице Хаяркон в Тель-Авиве.
Миллионеры 'Менатепа'
Никто из российских олигархов, живущих ныне в Херцлии, не был вызван для допроса по этому делу, по крайней мере, пока, хотя это, судя по всему, всего лишь вопрос времени.
Их основные капиталы, как полагают многие, вложены в международную финансово-промышленную группу 'Менатеп', основанную в 1997 г. и тесно сотрудничающую с банком 'Hapoalim'. Долевое участие в 'Менатепе', который специализируется на стратегических инвестициях в России и других странах, поделено главным образом между Невзлиным, Дубовым и Брудно.
Невзлин считается держателем контрольного пакета акций - ему принадлежит 59% долевого участия в компании. Контрольный пакет достался ему от партнера по 'ЮКОСу', Михаила Ходорковского, который сегодня коротает дни в российской тюрьме.
По некоторым данным, руководство 'Менатепа' внесло на свой счет в банке 'Hapoalim' 80 миллионов долларов США, большая часть которых вложена в первоклассные ценные бумаги. Источник, приближенный к руководству группы, отметил, что объяснением этому могут служить две причины. Во-первых, акционеры 'Менатепа' далеко не бедствуют. Им не нужно увеличивать свое состояние; все, что они хотят - сохранить его в том виде, в каком оно находится сейчас. Во-вторых, их деньги по-прежнему находятся на стадии перевода: главное вывезти их из России в Израиль, который, к слову сказать, вряд ли станет конечным пунктом их назначения. Таким образом, в данный момент средства группы выгоднее держать в банке в форме денежных активов.
Источник подчеркнул, что деньги принадлежат не только вышеупомянутой троице, но и другим олигархам, в число которых входит и Михаил Ходорковский. Отсюда следует, что нераспределенная прибыль сохраняет их ценность для всех.
Что касается непосредственно Невзлина, Дубова и Брудно, то считается, что они разбросами свои личные состояния по крупным израильским банкам, не ограничившись услугами одного лишь 'Hapoalim'.
Завтрак у любопытного Джорджа
Израильские банки так и не решили, как же они должны относится к этим людям, учитывая тот неподдельный интерес, который правоохранительные органы, занимающиеся расследованием случаев отмывания денег, сразу же стали проявлять по отношению к ним. В конечном итоге они стали открыто позиционировать себя как простых получателей денег российских олигархов, что, впрочем, не избавит их от проблем в случае, если начнется проверка источника происхождения этих денег.
В дело вмешался и президент Соединенных Штатов Джордж Буш (George Bush), который только осложнил и без того непростую ситуацию. Несколько недель назад американский лидер пригласил к себе четырех ключевых членов правления 'ЮКОСа', окончательно замутив и без того не совсем прозрачную воду. Ходорковский по понятным причинам прийти не смог, а Невзлин отказался от чести откушать вместе с американским президентом. Брудно и Дубов, напротив, с радостью приняли предложение, воспользовавшись шансом пообщаться с высокопоставленными американскими чиновниками.
Действия Белого дома вызвали, мягко говоря, некоторое недоумение у израильских правоохранительных органов, учитывая то, что встреча с американским президентом могла быть расценена многими как гарантия кристальной честности и непорочности российских олигархов. Ситуация и без вмешательства Буша была более чем щекотливой, ну а после злополучного завтрака с президентом израильские полицейские вообще схватились за голову.
Ни один из вышеупомянутых олигархов не занимается предпринимательской деятельностью в Израиле. Они тратят деньги на элитное жилье и роскошные машины, пользуясь при этом услугами агентства по связям с общественностью 'Rimon-Cohen'. Хотя две недели назад 'Менатеп' все же попытался провернуть свое первое дело в Израиле, причем далеко не самое мелкое: руководство российской компании хотело приобрести акции корпорации 'Israel Petrochemical Enterprises' у группы инвесторов Дэвида Федермана (David Federman). Федерман, известный больше тем, что является владельцем тель-авивского баскетбольного клуба 'Maccabi', уже давно искал такого партнера, который был бы в состоянии перекупить у бельгийской финансово-промышленной группы 'Plastiche' долевое участие в израильской компании 'Modgal', которой в свою очередь принадлежит контрольный пакет в 'Israel Petrochemical Enterprises'.
Покупка акций 'Plastiche' в 'Modgal' влетела бы 'Менатепу' в копеечку и, возможно, обошлась бы ему в четверть миллиарда шекелей. Федерман и Брудно, представляющий интересы 'Менатепа', уже вступили в заключительную стадию переговоров, и все было готово для заключения сделки. Все, кроме одной маленькой детали: согласия банка 'Hapoalim'.
В свое время 'Hapoalim' предоставил бельгийцам кредит на покупку долевого участия в 'Modgal'. Но ведь это пустая формальность, не так ли? Ведь у 'Менатепа', который уже готовился занять место 'Plastiche', и так полно всяких активов по всему миру, правильно? Правильно. И все же боссы 'Hapoalim' отказывают 'Менатепу', и кто-то, если, конечно, захочет, может усмотреть в этом еще одно проявление всеобщего неудовольствия действиями удалой троицы российских олигархов.
После памятных событий, произошедших на прошлой неделе, у многих могут снова возникнуть подозрения в нарочитости действий банка 'Hapoalim', который демонстративно отказался помогать российским бизнесменам. Было ли это связано с делом об отмывании денег, расследование которого, как мы теперь знаем, продолжалось все это время? Предчувствовало ли руководство израильского банка, что его ждет еще больший скандал, и поэтому решило лечь на дно с точки зрения взаимоотношений с Невзлиным и компанией? В противном случае, чем тогда объяснить отказ 'Hapoalim' посодействовать крупнейшей в мире промышленно-финансовой компании в организации такой незначительной с точки зрения денежных затрат сделки?
Совсем еще недавно 'Менатеп' вложил сто миллионов долларов США в развитие крупнейшей в Чехии телекоммуникационной компании. Российская группа занимается активным капиталовложением в нефтегазовой промышленности, вкладывает деньги в минеральные удобрения, телекоммуникации и информационные технологии на огромном пространстве, от России до Соединенных Штатов. В ее рамках действует международный инвестиционный совет, получивший название 'братства бывших', в состав которого входят Стюарт Эйзенштадт (Stuart Eisenstadt), бывший заместитель министра финансов США; Дадли Фишберн (Dudley Fishburn), бывший главный редактор еженедельника 'The Economist' и бывший член английского парламента; Отто Граф Ламбсдорф (Otto Graf Lambsdorff), немецкий парламентарий и бывший министр финансов Германии; и Марджери Краус (Margery Kraus), президент и исполнительный директор вашингтонской компании 'APCO Worldwide'.
Вот какой компанией пренебрегло руководство израильского банка.
Еще одним человеком, чье имя всплыло в связи с делом об отмывании денег, стал Владимир Гусинский, небезызвестный российский медиа-магнат, обрекший себя на самопроизвольную ссылку. В отличие от юкосовской триады Гусинский хорошо известен израильскому предпринимательскому сообществу. Семь лет назад он приобрел 25% долевого участия в израильской издательской компании 'Maariv' за 85 миллионов долларов США: с тех пор его инвестиции потеряли 75% своей стоимости, но он нисколько этому не удивился. Гусинский также вложил крупную сумму в еще одну тель-авивскую баскетбольную команду 'Hapoel', но и здесь успех обошел его стороной. Его подозревают в отмывании десятков миллионов долларов, которые прошли через все то же отделение банка 'Нароalim' на улице Хаяркон.
Гусинский и его пресс-секретарь заявили, что будут рады оказать любую помощь израильской полиции.
Французский след
В 2002 г. французскому банку 'Leumi', имеющему единственное отделение в Париже, были посвящены громкие заголовки крупнейших в мире печатных изданий. Французские правоохранительные органы провели крупномасштабное расследование и раскрыли преступную сеть, которая в течение шести лет занималась отмыванием денег через вышеупомянутый банк.
Преступная сеть, действовавшая на пространстве от Израиля до Франции, занималась тем, что размещала чеки во французской валюте, имеющие французское происхождение, в израильских банках, которые переводили их обратно во Францию в те банки, с которыми у них имелись давние корреспондентские отношения. Последние в свою очередь переправляли чеки в эмиссионные банки, где те благополучно погашались. Расследование привело к тому, что 'Leumi' лишился своей лицензии во Франции и ограничил свою деятельность в этой стране лишь представительскими функциями.
На этой неделе французский представитель израильского банка снова стал главной темой всех новостных выпусков, и снова речь шла об отмывании денег. Полиция объявила о том, что расследование сфокусируется на проверке версии о сотрудничестве тель-авивского отделения банка 'Hapoalim' со своим представительством во Франции. Серьезные подозрения вызывает и деятельность банковского представительства в Люксембурге.
Нет никаких сомнений, что между делом 'Leumi' трехгодичной давности и злоключениями 'Hapoalim' нет никакой связи за исключением того факта, что Франция за последние несколько лет стала излюбленным местом для отмывания денег с участием израильских банков.
Люди стоимостью шесть миллиардов долларов
Леонид Невзлин
Возраст: 45 лет
Состояние: 2 миллиарда долларов США
В возрасте 28 лет Невзлин откликнулся на объявление о наборе сотрудников в компанию Михаила Ходорковского. Невзлин стал одним из основателей группы 'Менатеп', превратившейся впоследствии в финансово-промышленную и нефтяную империю. Невзлин вошел в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 2001 г.
Владимир Дубов
Возраст: 47 лет
Состояние: 1,8 миллиарда долларов США
Один из основателей группы 'Менатеп'. Его отец, руководивший работой крупнейшего в Москве зерноприемного пункта, помог руководству 'Менатепа' получить основные правительственные заказы в конце 80-х годов прошлого столетия. Дубов был избран депутатам российского парламента в 1999 г.
Михаил Брудно
Возраст: 45 лет
Состояние: 1,8 миллиарда долларов США
Один из основателей группы 'Менатеп'. Будучи программистом по профессии, Брудно является близким другом Невзлина, который и познакомил его с Ходорковским.
(Источник: журнал 'Forbes')
Предъявление обвинений - процесс долгий
В начале прошлой недели джинн был выпущен из бутылки. Полиция объявила о том, что в течение года вела расследование деятельности тель-авивского отделения банка 'Hapoalim' по подозрению в многочисленных случаях отмывания денег. По некоторым данным, в прошлом году банк, обслуживающий как израильских граждан, так и иностранных клиентов, отмыл сотни миллионов долларов.
'Крупномасштабное расследование', как окрестили спецоперацию источники в полиции, предполагало наличие двух кругов подозреваемых: клиентов, причастных к использованию банковского отделения для отмывания своих средств; и служащих самого банка, которые предположительно находились в сговоре со своими клиентами. Полиция взяла за основу тот факт, что отмывание денег вряд ли происходило без участия банковских клерков.
Вскоре клубок расследования привел служителей закона к дверям высшего руководства банка. В прошлый понедельник бывший исполнительный директор 'Hapoalim' Эли Йонс (Eli Yones), ушедший в отставку в августе 2003 г., дал сотрудникам правоохранительных органов письменные показания. Сразу же после этого израильские следователи вызвали на допрос заместителя исполнительного директора банка Барри Бен-Зеева (Barry Ben-Zeev), отвечающего за зарубежные банковские операции и работу с частными клиентами, и вице-президента 'Hapoalim' Якова Розена, занимающегося непосредственно размещением активов клиентов банка.
Не секрет, что в отношении сокрытия информации улики собрать гораздо проще по сравнению с другими правонарушениями. Если деньги были получены, но властям об этом ничего не сообщили, то такие действия попадают в категорию преступлений. Наибольшую трудность для правоохранительных органов сегодня представляет процесс доказывания того, что вышеупомянутые деньги были добыты преступным путем. Клиенты тель-авивского отделения банка 'Hapoalim', большинство из которых проживает заграницей, не очень-то охотно сотрудничают с сотрудниками Отдела международных преступлений израильской полиции. Судебное расследование заграницей - дело очень сложное, требующее большого количества времени и терпения.
Масштабность следственных действий сама по себе является гарантией того, что расследование будет продолжаться долгие и долгие месяцы.