Срочно в набор: воины ислама в Чечне объявили джихад!Причиной, как объясняет пресс-атташе джихадистов Мовлади Удугов, стало убийство на прошлой неделе российскими спецназовцами бывшего чеченского президента Аслана Масхадова. 'Убив Масхадова, - гремел Удугов, - Кремль лишил последних иллюзий тех чеченцев, кто, вопреки всему, еще верил в так называемое 'международное право' и цивилизованные формы отношений с нынешним террористическим режимом в Москве. . . Мы просим Аллаха принять священную войну. . . Аслана Масхадова!'
Простим западных наблюдателей, если они не смогут понять, что здесь к чему. Масхадов спланировал бойню в бесланской школе, где чеченские джихадисты несколько дней удерживали в заложниках более тысячи детей и взрослых, многих из них убили и творили бессмысленные зверства. Когда один из террористов спросил Масхадова и лидера чеченских джихадистов Шамиля Басаева, для чего это нужно, ему ответили: 'Потому что мы хотим начать войну по всему Кавказу'. Целью этой войны должно было быть создание в регионе исламского государства - к тому же стремится Усама бен Ладен и другие джихадисты-террористы во всем мире.
В ноябре 2003 г., задолго до резни, учиненной чеченцами в Беслане, Шариатский комитет Государственного комитета обороны Чеченской республики Ичкерия (Маджлис-уль-Шура) провозгласил: 'сегодня джихад является обязанностью каждого мусульманина в Чечне и соседних регионах'. Так почему же Удугов объявляет 'священную войну' только сейчас? И что за войну они тогда вели все это время? То, что он выступил со своим заявлением только на этой неделе, хотя все факты указывают, что джихад свирепствует в Чечне уже многие годы, лишний раз показывает, как джихадисты используют текущие события в качестве предлога для оправдания своих действий. Вновь и вновь они пытаются изобразить дело так, будто они только реагируют на гнусные провокации врагов ислама. Тем самым они убивают сразу двух зайцев: пополняют свои ряды и воздействуют на общественное мнение.
Гневно апеллируя к принципам международного права, Удугов пытается затушевать тот факт, что Масхадов поплатился жизнью за Беслан, отвлекая внимание от того, что руки у джихадистов по локоть в крови. Та же тактика весьма эффективно используется в отношении событий в Израиле, Ираке и других странах. Сегодня в самых широких кругах, как правых, так и левых, бытует мнение, что мировое джихадистское движение является ответом на разного рода провокации - вторжение в Ирак, создание государства Израиль, свержение иранского премьера Моссадыка - или обиды более общего порядка вроде 'американского неоколониализма' или 'стремления наложить руки на ближневосточную нефть'. Некоторые люди - с особенно короткой исторической памятью - даже называют его причиной недавние события, пусть и второстепенные, вроде нарушений в тюрьме Абу-Грейб.
Но джихадисты вели свою войну задолго до Абу-Грейба, начала иракской экспедиции, создания Израиля, и даже провозглашения независимости Соединенными Штатами, которые они сегодня называют 'великим Сатаной' и причиной всех бед. Задолго до убийства Аслана Масхадова чечнские джихадисты отбросили 'так называемое 'международное право' и цивилизованные формы отношений с нынешним террористическим режимом в Москве', совершая зверства в Беслане. Удуговское заявление о джихаде - лишь 'вербовочный трюк', попытка привлечь больше чеченцев на свою сторону.
Слишком много западных аналитиков совершают фундаментальную ошибку, постоянно путая подобные вербовочные трюки и предлоги с первопричинами событий - похоже, они просто неспособны или не желают посмотреть в глаза реалиям идеологии джихада, которая является источником множества конфликтов в сегодняшнем мире. В своем заявлении в ноябре 2003 г. чеченский Маджлис-уль-Шура сделал особый упор на этих реалиях, приведя определение этого понятия тремя из четырех главных научных школ суннитского правосудия, согласно которому джихад - это 'война против кафиров (неверных)'. От себя Комитет добавляет, что целью джихада является 'защита и распространение ислама'.
Сочтут ли чеченские джихадисты, что эта цель достигнута, если им удастся создать на Кавказе независимое исламское государство? А джихадисты на Ближнем Востоке перекуют мечи на орала, когда палестинское государство обретет полную независимость? Или, может быть, джихадисты в других странах мира сложат оружие, когда их конкретные претензии будут удовлетворены?
Неограниченность целей джихада, о которых заявляют чеченские сепаратисты и другие, говорит об обратном. Вашингтонские аналитики отмахиваются от проблемы, называя эти заявления простой теологической показухой. В 1970х гг. из-за подобной близорукости они недооценили угрозу шахскому режиму в Иране со стороны Хомейни, а когда опомнились, было уже слишком поздно.
Если Госдепартамент и руководство министерства обороны не научатся отличать предлоги от первопричин, они снова обречены бродить в потемках - и не только по чеченскому вопросу, но и по отношению проблеме глобального джихада в целом.
Роберт Спенсер - директор интернет-сайта 'Jihad Watch', автор книг 'Вперед, воины ислама: джихад по-прежнему угрожает Америке и Западу' ('Onward, Muslim Soldiers: How Jihad Still Threatens America and the West') и 'Ислам без прикрас: тревожные вопросы, связанные с самой динамичной конфессией мира' ('Islam Unveiled: Disturbing Questions About the World's Fastest Growing Faith'). Кроме того, он является редактором сборника статей 'Миф о толерантности ислама: исламское право и немусульмане' ('The Myth of Islamic Tolerance: Islamic Law and Non-Muslims'). В настоящее время он работает над новым трудом под названием 'Неполиткорректный путеводитель по истории ислама и крестовых походов' ('The Politically Incorrect Guide to Islam and the Crusades')