'В Чечне нет войны уже три года, - поучал Владимир Путин во время своего декабрьского визита в Германию демонстрантов, - вы можете идти домой. С Рождеством вас!' В остальном же его можно было увидеть рядом с канцлером, подписывающего договоры, пожимающего руки, улыбающегося. Кто знает, что обсуждается властью за закрытыми дверями? И кто может сказать, что на самом деле происходит в Чечне?
Анна Политковская, журналистка московской газеты 'Новая газета', которой восхищаются и которой угрожают, стала известной как эксперт по Чечне. Ее книга 'Правда о войне' вышла два года назад в Германии. Чтобы написать ее, с 1999 г. она изъездила весь Кавказ. Для нее террор России на Кавказе - это геноцид, а Путин, 'без сомнения, его организатор'. Именно на Путина нацелена ее книга. Она написана 'для Запада' и 'до сих пор не появилась в России', - гласит предисловие издательства. Значит, именно нам Политковская хочет открыть глаза на 'маленького чиновника', отправившего едва оттаявшую гигантскую империю обратно в политический ледниковый период. Раскрывать на это глаза Политковская считает крайне необходимым: ведь для Запада стало стандартным 'восхищение' Путиным.
Так же обще, как и к своей аудитории - всему 'Западу' вместе взятому - автор подходит и к своей темой. За блестящей риторикой не столько видна структура власти сегодняшней России, сколько гнев журналистки, получающей угрозы расправы над ней. Писать о Беслане она, например, не смогла, потому что, по всей вероятности, была в тот период преднамеренно отравлена. Ее 'эмоциональные заметки на полях о нашей жизни в сегодняшней России' как раз президента и не разоблачают. Напротив, в нарисованной Политковской картине о войне, коррупции и погоней за благами, он выступает в роли коварного кукловода.
Вот молодой офицер Павел Левурда, погибший в чеченских горах, тело которого так и было там оставлено. Вот его мать, отчаянно требующая прояснения случившегося и погружающаяся во мрак оскорблений и бесправия на бессмысленных процессах. Но что же мы узнаем о Путине? 'Тому, кто стоит на самом верху, подражают все. Значит, Путин должен отвечать за постоянную жестокость и непримиримость, укоренившихся в армии и государстве'. Согласно этому традиционному принципу объяснения, дело Юрия Буданова является 'символом нашего времени'. Однажды ночью, в марте 2000 г. этот полковник затащил 18-летнюю чеченку в свою бытовку. Позднее ее, задушенную и обнаженную, закопали в лесу. В июле 2003 г. Буданова приговорили к 10 годам лишения свободы, только потому, что на Путина было оказано давление со стороны международного сообщества, считает Политковская. Процесс длился 3 года и продемонстрировал, что России застряла 'где-то между Сталиным и Брежневым'.
Будь то мафия в Екатеринбурге или 'самая коррумпированная юстиция в мире', будь то отдельные судьбы москвичей среднего возраста или античеченский расизм, будь то захват заложников на мюзикле 'Норд-Ост' или в Беслане, - все это для Политковской 'логическое следствие политики Путина'. Она может потрясающе описывать абсурдность жизни в России. Но объяснить ее она не может.