То, что главу Кремля привело в Киев, - путешествие в весну, но не весенняя прогулка. Наверное, протокольное определение - 'рабочий визит' - лучше всего передает суть дела. Путин приезжал в Киев, чтобы минимизировать ущерб, вызвавший немало хлопот.
Из Киева сегодня, после избрания президентом Виктора Ющенко, чему всеми средствами пытались помешать московские эмиссары и политтехнологи, дует совсем иной ветер. Новый президент в Киеве, посетивший Путина на следующий день после своего избрания, не оставил никаких сомнений: его цель интеграция с Западом. Во время недавнего визита в Брюссель Ющенко подтвердил это еще раз. Любимая Россией 'многовекторная политика' - это прошлое, сказал глава украинского государства, 'с этого момента стратегию и тактику украинской политики определяет интеграция в европейские и в североатлантические структуры'.
Это для российского уха звучит слишком резко. Москва должна настраиваться на совершенно новые отношения со своим украинским соседом, который до сих пор воспринимается большинством русских как часть России. Это удастся в той мере, в какой Москва откажется от имперских амбиций и будет относиться к Украине как к равноправному государству.
В частности, российский министр иностранных дел Сергей Лавров во время своего последнего визита в Киев в этой связи успокаивал. Мол, 'мы уважаем суверенитет любой страны и ее суверенное право в выборе партнера, включая государства и организации'. Администрация Кремля тоже пытается демонстрировать невозмутимость. Но подспудно существует недовольство.
Оно нашло свой выход в Думе, в путинской партии 'Единая Россия', имеющей в нижней палате парламента большинство в две трети голосов. Депутаты потребовали от Министерства иностранных дел представить доклад о том, что сейчас предпринимается для того, чтобы не допустить образования 'антироссийского пояса в составе Польши, Украины, Грузии, а в будущем - и других государств'. 'Единая Россия' в лице депутата Константина Затулина потребовала помимо этого 'защитить законные права российских инвесторов'.
Им, исходя из ситуации, ничего не грозит. Российские олигархи смогли убедиться в этом во время недавнего визита в Киев. Президент Ющенко успокоил Алексея Миллера из 'Газпрома', Олега Дерипаску из компании 'Русский алюминий', Вагита Алекперова из 'Лукойла', Михаила Фридмана из Альфа-банка, сказав, что их приглашают инвестировать в Украину, и что их капиталовложениям будет обеспечена максимальная защита.
Это, возможно, положительно сказалось на атмосфере встречи в Киеве. Но Путин хочет большего. Он хочет удержать украинцев в едином экономическом пространстве, которое можно было бы создать с участием Киева, Минска и Астаны (Казахстан). Ющенко хочет участвовать в этом в той мере, в какой данный проект не будет мешать интеграции с ЕС.
Кроме того, глава Кремля хочет продолжения сотрудничества в области вооружений, особенно в авиастроении и в ракетостроении. Россия, годовой торговый оборот которой составил в этом году 20 миллиардов долларов США, является самым крупным внешнеторговым партнером Украины. В настоящее время поддерживаемые Путиным российские олигархи косятся на металлургию, телекоммуникации, пищевую и фармацевтическую промышленность соседа. Но самое главное заключается в том, чтобы и в новых внешнеполитических условиях обеспечить транзит нефти и природного газа через Украину, что имеет стратегическое значение как для Москвы в качестве экспортера, так и для Киева как основной транзитной страны.
Кстати, попутно в ходе переговоров Путин, мог поднять совершенно иной вопрос: вопрос о Березовском. Бывший финансовый магнат, в свое время - 'серый кардинал' Кремля, живет в лондонской эмиграции, постоянно вмешивается в российскую внутреннюю политику, он объявлен московскими властями в международный розыск.
Теперь, как это можно услышать, заклятый враг Путина вынашивает мысль переселиться на Украину, 'чтобы быть ближе к родине'. Говорят, что Березовский, путешествующий с британским паспортом на имя Платона Еленина, уже обратился с просьбой о выдаче визы. Дом, дескать, уже снят. Для Путина это является серьезным основанием для упрека в адрес своего украинского коллеги.
Поддержку Путин получил во время неофициальной встречи в верхах со своим французским коллегой Жаком Шираком (Jacques Chirac), канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) и главой испанского правительства Хосе Луисом Сапатеро (Josе Luis Zapatero). Речь шла преимущественно об улучшении отношений между Москвой и западными странами, а также о ядерных планах Тегерана. Европейские тяжеловесы доверяют главе Кремля и ожидают от него, не в последнюю очередь, благосклонного отношения к Украине. Ширак и Шредер напутствовали Путина и в этом плане, когда тот отправлялся в Киев.