Возможно, что для встречи Жака Ширака, Герхарда Шредера и Хосе Сапатеро с Владимиром Путиным были свои причины. Но какие точно - осталось тайной и после состоявшегося в пятницу в Париже саммита 'четверки'.
Тем для переговоров было достаточно: дестабилизирующая политика России в отношении ее соседей Грузии, Молдавии и Украины не может не беспокоить европейцев, как и жестокое подавление Чечни и развитие авторитаризма в России. Однако об этом речь в Париже не шла.
На повестке дня были Иран, Украина и Сирия. Для обсуждения иранской тематики Путину целесообразней было бы встретиться с европейской 'тройкой' в лице Германии, Франции и Великобритании. Что касается Украины, то этот вопрос представляет интерес скорее для Польши и государств Балтии, чем для Франции, не говоря уже об Испании. А если речь заходит о Сирии и всем Ближнем Востоке, то здесь не обойтись без внешнеполитического представителя Европы Хавьера Соланы. Ведь Европейский Союз наряду с ООН, США и Россией выступает гарантом выполнения 'дорожной карты'.
Что же стало поводом для встречи? Президент Путин сформулировал его так: 'Все эти страны выступают за многополярный мир'. После войны в Ираке понятие 'многополярный' стало дипломатическим синонимом слова 'антиамериканский'. В таком многополярном мире, каким его задумывают в Пекине, Москве и Париже, региональные державы-гегемоны стремятся ограничить влияние США. Это мир Генри Киссинжера, мир разграниченных сфер влияния и равновесия, в котором главное не демократия и свободный рынок, а стабильность.
Заявление Путина о том, что он стремится развивать 'долгосрочное и многостороннее партнерство' с ЕС, следует понимать так: Европа убеждает государства, находящиеся в зоне влияния России, отказаться от их европейских стремлений, за это Москва поддерживает 'сверхдержавные' амбиции ЕС, обеспечивает Европу энергией и предоставляет европейским концернам выгодные условия работы на своем огромном рынке сбыта. Ширак уже сейчас готов заплатить требуемую цену. Во время европейского турне символа 'оранжевой революции' - президента Украины Виктора Ющенко - у президента Франции не нашлось времени принять его.
Кроме того, в Париже партнеры Путина согласовали программу предстоящего в Брюсселе экономического саммита ЕС. Днем раньше Шредер, выступая в Бундестаге (нижняя палата парламента ФРГ - прим. пер.), озвучил ее основные положения: расшатать пакт стабильности, сорвать принятие директивы Еврокомиссии по созданию свободного рынка в сфере услуг, доля которых в европейской экономике составляет 70 процентов, а также, несмотря на сопротивление 'некоторых островов', поднять налоги по всей Европе до уровня ФРГ. Другими словами, Европу хотят превратить в погрязшее в долгах экономическое пространство с жестко регулируемым рабочим рынком и высокими налогами по образцу Германии.
Против этих внешнеэкономических и внешнеполитических планов должны выступить остальные государства Европы, заинтересованные в свободном рынке и демократической экспансии на стороне Америки. И если эти государства проведут свой саммит, то их уже нельзя будет упрекнуть в попытках расколоть Европу, так как такой попыткой уже стал саммит в Париже.