Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Два конца войны

'Германия оккупирована не в целях ее освобождения, а как побежденное враждебное государство' (Гарри Трумэн)

Два конца войны picture
Два конца войны picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Справедливый стыд многих немцев за преступления нацистов привел к тому, что различия в процессе окончания войны на востоке и на западе Германии остались незамеченными. На Западе солдаты раздавали шоколад. На Востоке они изнасиловали почти 2 миллиона женщин и действительно расстреляли десятки тысяч мирных жителей. Как с ужасом констатировал при вступлении советских войск в Восточную Пруссию германист Лев Копелев, по национальности еврей, красноармейцы вели себя сами, как 'фашисты'.

Хубертус Кнабе* напоминает о том, что миллионам немцев 8 мая 1945 г. не принес освобождения.

Немцев часто обвиняют в том, что для них мировоззрение важнее, чем действительность. Возможно, это справедливо, как показывают дебаты по поводу 60-летия окончания войны. Внимание концентрируется на паре сотен правых экстремистов, собирающихся проводить демонстрацию у Бранденбургских ворот, в то время как действительное событие отодвигается на задний план. Вместо этого политики все чаще прибегают к заявлению, ставшему уже почти ритуальным: '8 мая 1945 г. был днем освобождения!'

На самом деле реальность выглядела иначе. Никто из союзников тогда не собирался освобождать немцев. Ведь до последнего момента они подчинялись своему фюреру и отчаянно боролись за него. Только в рядах НСДАП насчитывалось 8,5 миллионов членов. За исключением меньшей части населения, преследовавшейся по расовым или политическим мотивам и желавшей победы союзников, было очень немного немцев, которых можно было освободить.

На самом деле речь шла о том, чтобы победить Германию силой оружия. Нужно было принудить ее к безоговорочной капитуляции и оккупировать. И не для того, чтобы немцы смогли выбрать себе лучшее руководство, а для того, чтобы лишить их возможности в ближайшие 50 лет снова начать войну. Согласно директиве американской военной администрации, одобренной президентом Трумэном 10 мая 1945 г., 'Германия оккупирована не в целях ее освобождения, а как побежденное враждебное государство'. Немецкое правительство было распущено, немцы лишились всякого права на политическое самоопределение. Большинство отдавало себе отчет в сложившейся ситуации, и поэтому воспринимало ее как поражение, а не как освобождение.

Конечно, этому можно возразить: 8 мая хотя и был капитуляцией, однако этот день принес стране свободу и демократию. И поэтому он все же был днем освобождения, хотя и вопреки воле освобожденных. Сегодня тоже возникают такие ситуации, когда государства принуждаются для своего же счастья, например в случае с Афганистаном или на Балканах. Вторжение в Ирак американцы тоже обосновывали необходимостью его освобождения.

При этом легко забывается тот факт, что после 1945 г. демократия наступила только на западе Германии. В Восточной Германии Сталин установил коммунистическую диктатуру, существование которой многие западные немцы до воссоединения не замечали. И хотя Сталин тоже внес решающий вклад в уничтожение террористического режима национал-социалистов, но пришел он не как освободитель. Он сам был кровавым тираном, на совести которого миллионы смертей. В то время как британцы и французы в 1939 г. объявили Германии войну, Сталин вступил в Польшу и заключил с Гитлером договор о дружбе. А победу союзников он использовал только для того, чтобы подчинить половину Европы своей собственной диктатуре.

Справедливый стыд многих немцев за преступления нацистов привел к тому, что различия в процессе окончания войны на востоке и на западе Германии остались незамеченными. На Западе солдаты раздавали шоколад. На Востоке они изнасиловали почти 2 миллиона женщин и действительно расстреляли десятки тысяч мирных жителей. Как с ужасом констатировал при вступлении советских войск в Восточную Пруссию германист Лев Копелев, по национальности еврей, красноармейцы вели себя сами, как 'фашисты'. Вскоре он оказался в ГУЛАГе.

За боевыми войсками в Германию вошла и тайная полиция Сталина. Свыше 3 миллионов военнопленных и гражданских лиц были отправлены в трудовые колонии, где треть из них погибла. На территории будущей ГДР было арестовано свыше 100 000 человек. Десятки тысяч умерли голодной смертью в новых, советских, концентрационных лагерях, расположенных зачастую на территории старых, как например Бухенвальда или Заксенхаузена. В результате захвата территории Красной Армией погибло 2,5 миллиона немцев, бежавших, изгнанных или угнанных.

Напоминание об этом не является попыткой превратить преступников в жертвы. От сталинского террора государства, прежде захваченные Германией, страдали не меньше. С Украины с октября 1944 г. было депортировано свыше 144 000 человек и 40 000 убито. Из Прибалтики было угнано, арестовано или убито почти полмиллиона человек. В Польше преследованиям подверглась, прежде всего, национальная армия, сражавшаяся в подполье против немцев. Не пощажены были даже советские граждане, угнанные немцами на принудительные работы, или военнопленные. Сотни тысяч оказались в сталинских лагерях как 'предатели родины'.

Советский террор создал предпосылки для установления коммунистических диктатур. Надежды на начало демократических преобразований рухнули. Военные трибуналы и в Германии приговаривали тысячи антифашистов и демократов к длительному тюремному заключению или к смертной казни. Словно в насмешку, СЕПГ назвала этот советский экспорт диктатуры освобождением и провозгласила 8 мая даже государственным праздником.

Если в Германии все же и говорится об освобождении, то в этом скрывается надежда на оправдание: если немцев в мае 1945 г. освободили, значит, они не были виновниками, а жертвами гитлеровской диктатуры. С таким сознанием легче выносить преступления национал-социалистов. НПГ в этом процессе играет роль катализатора. Кто возмущается этим, относит себя постфактум к борцам Сопротивления, тем самым как раз содействуя популярности этой партии. Именно правым радикалам сегодня в Германии отводится роль борцов за победу идеологии СЕПГ.

Хубертус Кнабе - руководитель мемориального комплекса 'Хоэншенхаузен' (комплекс расположен в зданиях следственного изолятора Министерства Госбезопасности ГДР и посвящен жертвам тюремного режима в ГДР - прим. пер.). Он также является автором книги 'День освобождения? Конец войны в Восточной Германии' (издательство 'Пропюлеэн', 390 стр. 24 евро), которая поступит в продажу 29 марта.

_______________________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Непонятно, почему Россия рекламирует свою монополию на победу ("Die Presse", Австрия)

9 мая: Официальная Россия не только лжет ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Пусть женщины станут вашей добычей ("Die Welt", Германия)

'Советские ужасы' конца войны ("Focus", Германия)

Варвары ("Daily Mail", Великобритания)

Войска Красной Армии насиловали даже русских женщин, которых они освобождали из лагерей ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Ложь и инсинуации в статье, опубликованной в 'The Daily Telegraph' ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Они изнасиловали всех немок в возрасте от 8 до 80 лет ("The Guardian", Великобритания)

Преступления партизан: советская легенда и действительность ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Спасти рядового Ивана ("The Guardian", Великобритания)

Опасный подлец настаивает на победе рядового Райана ("La Vanguardia", Испания)

Помните о роли СССР ("The Guardian", Великобритания)