Авторитарные поползновения и сложности на Кавказе несколько поколебали их убеждения
Когда Владимир Путин пришел к власти, он вызвал восторг у немалого количества французских интеллектуалов, особенно из числа специалистов по России, бывших кремленологов, большей частью настроенных антисоветски, но испытывающих любовь к России, внезапно превратившихся в экспертов по демократическим переменам. Покоренные горячим стремлением нового хозяина Кремля построить государство - забота, которую в Европе понимает и разделяет только якобинская Франция - эти эксперты, за редким исключением, долгое время не обращали внимания на тучи, сгущавшиеся над идиллической картиной.
Обострение авторитарного сдвига России со времени переизбрания Путина на второй президентский срок весной прошлого года, победа 'оранжевой революции' на Украине вслед за 'революцией роз' в Грузии, продолжение войны в Чечне и ее распространение на соседние республики российского Кавказа поколебали убеждения. Показательным на этот счет является мартовский номер журнала 'Revue des deux mondes', который свидетельствует о начавшемся повороте.
Специалист по истории России Элен Каррер д'Анкос (Helene Carrere d'Encausse), постоянный секретарь Французской Академии, делится своими последними впечатлениями от Владимира Путина, в котором она неожиданно отмечает некую 'пустоту'. Академик, два часа общавшаяся в 2001 году в Кремле с его хозяином, приходит к суровому выводу: 'Владимир Путин не является государственным деятелем, созданным для выполнения возложенных на него функций. Но, будучи по природе чиновником, который в сложной экономической и политической ситуации, возможно, достиг порога своей компетенции, он, во всяком случае, демонстрирует, что не способен выбирать себе соратников, достойных этого звания, в то время как его воинственные речи и практические действия не всегда идут рука об руку.' Как все это далеко от того, что она говорила в 2002 году, подчеркивая в 'Le Point', что Путин 'основал подлинное государство', которое он начинает 'приводить в порядок' и что гражданское общество начинает создаваться вновь'.
В прошлом году на франко-германском форуме Элен Каррер д'Анкос еще пыталась объяснить, что 'если даже Россия еще не является идеальной демократией, она все равно демократическая страна'. Сегодня ее суждения не столь однозначны: 'Российская власть не является диктатурой. Она авторитарна и плохо отправляет свои функции, вызывая рост недовольства'.
Ослепление 'вечной Россией', которой самой судьбой предназначено царить на постсоветском пространстве вновь заметно у многочисленных комментаторов. Историк и журналист Александр Адлер (Alexandre Adler), считающийся авторитетом в восточных вопросах, не обольщается относительно личности российского президента. 'Путин - не сатана, и даже не Сталин, - писал он осенью в 'Le Figaro', - он просто немного некомпетентен, немного несведущ и немного претенциозен'. А вот Россию нельзя бросать на произвол судьбы. 'Стремиться отстранить ее, урезать и, в худшем случае, разрушить ее - значит отказаться от Европы', такой сделал он вывод после победы 'оранжевой революции' на Украине.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Откровенно поговорить с Путиным ("Liberation", Франция)
Популярность 'Володи' падает("Le Figaro", Франция)
Ширак протягивает руку своему другу царю ("Liberation", Франция)