Демократическая идея, если один раз выпустить ее на свободу, не знает ни границ, ни пределов. Процесс, начавшийся в Грузии, перешедший на Украину и прокатившийся по Ближнему Востоку - в Ираке и Ливане - теперь достиг пиков Средней Азии. Кыргызстан, страну, лежащую на стыке зоны российского влияния с Афганистаном и Китаем, сотрясают демонстрации сторонников демократии.
Акции протеста вызваны практически теми же самыми причинами, что и в других бывших советских республиках Грузии и Украине, где они уже привели к смене режима - сохранением статус-кво постсоветского времени в общем и яростью оппозиции, видящей подтасовки на выборах - в частности. События, имевшие место в некоторых бывших республиках Советского Союза, действительно влияют на то, что происходит в других: в Кыргызстане говорят о 'лимонной революции', делаемой по тем же лекалам, что и 'революция роз' в Грузии и 'оранжевая революция' на Украине.
Однако в Кыргызстане ситуация развивается несколько по-иному, и на это нельзя смотреть сквозь пальцы: демонстрации в Грузии и на Украине носили мирный характер, в то время как в этой среднеазиатской республике обстановка быстро накалилась.
Один из местных жителей, с которым нам удалось побеседовать по телефону, сообщил, что в воскресенье полиция вступила в вооруженные столкновения примерно с десятью тысячами демонстрантов, захвативших здание региональной администрации в Джелалабаде, что на юге страны. Вчера информационное агентство Reuters сообщило, что в Джелалабаде 'от центрального управления полиции остались дымящиеся развалины, и в городе не видно ни одного полицейского или государственного служащего'. Кроме того, вчера тысячи демонстрантов взяли под контроль еще один южный город Ош - второй по величине город республики.
В последние несколько дней в семи различных городах протестующие захватывали правительственные здания, сообщил наш источник. Согласно сообщению российского информационного агентства 'Интерфакс' со ссылкой на местные органы правопорядка, погибло десять человек. Сейчас в развитии событий наступает определяющий момент.
Акции протеста начались после парламентских выборов, прошедших в стране 27 февраля и 13 марта и получивших от правительства Соединенных Штатов, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза низкую оценку за качество проведения - было указано, что на выборах имели место массовые нарушения. Это также существенно, учитывая, что в Грузии и на Украине именно осуждение нечестных выборов со стороны Запада и стало последней каплей.
Среди нарушений, зарегистрированных во время второго тура выборов, прошедшего на прошлой неделе, наблюдатели ОБСЕ отметили 'недостаточный фактический доступ избирателей к разнообразным источникам информации, ангажированность прессы, неоднократное исключение кандидатов из списков по несерьезным причинам . . . а также неточность и неаккуратное ведение списков избирателей'.
Протестующие требуют немедленной отставки президента Аскара Акаева - единственного человека, занимавшего пост президента Кыргызстана с того дня, как в 1991 году страна получила независимость в результате распада Советского Союза. Говорят, что с тех пор в парламент прошло немало ставленников президента, включая троих его детей. В 2003 году Акаев существенно расширил свои властные полномочия за счет парламента, когда по его указанию был проведен референдум, в результате которого народ, естественно, одобрил изменение конституции.
Перспектива продолжения актов насилия беспокоит все стороны, и один из членов делегации ОБСЕ, с которым мы беседовали в 'тихом', как и вся северная часть страны, Бишкеке, заявил, что 'сейчас самое важное - прийти к диалогу между оппозицией и властями'. В воскресенье правительство США также выпустило заявление по ситуации в Кыргызстане, поддержав призыв ОБСЕ к 'недопущению насилия и немедленному началу диалога'.
И это неудивительно. Аскар Акаев был и остается верным союзником Соединенных Штатов в борьбе с терроризмом. В конце 2001 года Кыргызстан предоставил коалиции, освободившей Афганистан от власти движения 'Талибан', возможность открыть на своей территории вспомогательную авиабазу. В этой горной преимущественно мусульманской стране, население которой составляет всего пять миллионов человек, было обнаружено несколько ячеек 'Аль-Каиды', но фундаментализм не нашел здесь благодатной почвы.
Также нельзя не сказать и о том, что из пяти 'станов' - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, - некогда отколовшихся от Советского Союза, республика, которой правит Акаев, по праву может считаться самой свободной. Хотя, конечно, так можно сказать лишь по сравнению с остальными четырьмя, нам рассказывают, что в Кыргызстане все же идет процесс формирования гражданского общества.
С другой стороны, правда и то, что Акаев слишком демонизировал оппозицию, что и помешало разрешению конфликта. Правда и то, что он, как и все остальные лидеры среднеазиатских республик, неохотно отказывается от власти. Один человек в беседе с нами сказал, что по столице ходят слухи о скором введении комендантского часа.
Возможно, несколько несправедливо, что Акаев, приоткрыв демократическое окно для своего народа, таким образом спровоцировал оппозицию на такие действия, на которые бы она вряд ли пошла в соседних государствах. Однако волна стремления к демократии захлестывает мир так быстро, что ее направление и действие невозможно ни предсказать, ни контролировать. Если Аскар Акаев сейчас попытается найти компромисс с теми силами, что движут его страну к системе власти, которая будет лучше представлять чаяния всего народа, это будет шагом в правильном направлении.