МОСКВА - Эхо украинской 'оранжевой революции' докатилось до центрально-азиатской Республики Кыргызстан, где толпы сторонников оппозиции сожгли отделение милиции и захватили здания местной администрации в двух крупных городах на юге станы в знак протеста против подтасовок на выборах.
В ответ на растущее недовольство в многонациональных и взрывоопасных южных районах Киргизии президент Аскар Акаев, который в полуавторитарном духе правит республикой вот уже 15 лет, велел заново изучить результаты выборов, которые, по утверждению международных наблюдателей, были проведены с серьезными нарушениями закона.
Хотя сегодняшние события в Киргизии похожи на революции, которые произошли в Грузии в 2003 году и на Украине в декабре прошлого года, аналитики считают, что ожесточенные уличные выступления в Киргизии могут иметь совершенно иные последствия и не приведут к демократическим изменениям, как это было в других республиках бывшего Советского Союза.
'Киргизская оппозиция явно и открыто пытается повторить украинскую 'оранжевую революцию', но те же методы могут привести к совершенно другим результатам', - сказала Ирина Звигельская, которая является специалистом по регионам независимого московского Центра стратегических и политических исследований.
'Существует реальная опасность того, что в результате дестабилизации в Киргизии могут активизироваться затаившиеся силы исламского фундаментализма или произойдет этнический конфликт. Все может закончиться очень плохо'.
Беспорядки начались в начале месяца и были направлены против якобы имевших место нарушений во время выборов в парламент, которые состоялись 27 февраля. Волнения усилились после второго тура выборов, состоявшегося 13 марта, результаты которого оппозиция, некоторые европейские страны и Соединенные Штаты назвали фальсифицированными.
Сейчас президент Акаев говорит, что он, возможно, согласится на переговоры с оппозицией, которая обвиняет его в подтасовке результатов парламентских выборов с целью обеспечить условия для своего переизбрания на третий срок, что на сегодняшний день противоречит конституции республики. Некоторые лидеры оппозиции заявляют, что готовы вступить в переговоры с президентом, если он выполнит их условия и уйдет в отставку, а также при условии проведения повторных выборов.
'Джина выпустили из бутылки, - говорит депутат парламента и лидер оппозиционной партии 'Ата-Журт' Адахан Мадумаров. - Все будет зависеть от властей. Еще не поздно начать диалог. Но самое важное - это то, что [Акаев] должен понять, что ему следует также учитывать интересы других людей'.
Однако главный лидер оппозиции, бывший министр иностранных дел республики Роза Отунбаева исключила возможность переговоров с властями. 'У нас только одна цель - убрать правительство', - заявила г-жа Отунбаева агентству 'Associated Press'. Она добавила, что оппозиция готова гарантировать личную безопасность президента Акаева и его ближайшего окружения в случае, если они уйдут в отставку, 'как это было в Грузии и на Украине'.
Митинг протеста, который прошел в понедельник в Джалал-Абаде, на юге страны, и в котором приняли участие около 15000 человек, был довольно мирным, как утверждает представитель местной администрации. Не поступало сообщений о жертвах и после того, как митингующие сожгли здание ГУВД и освободили 70 задержанных сторонников оппозиции. Во втором по величине киргизском городе Ош около тысячи участников акции протеста захватили здание администрации.
Кыргызстан - республика с пятимиллионным населением, которое, по большей части, исповедует Ислам, - четко делится на более развитые в промышленном отношении северные области, в которых проживают в основном киргизы, и многонациональный юг. Если оппозиция не преуспела в организации акций протеста в столице Бишкек, то как минимум четыре южных района республики были буквально охвачены оппозиционными настроениями.
Эпицентр массовых волнений - Ферганская долина - является самым политически неустойчивым районом Киргизии, в котором проживают киргизы, таджики и узбеки. В 1990 году там случались локальные конфликты. В других южных районах проживает другое этническое меньшинство тюркского происхождения - уйгуры. Они также заселяют приграничные территории Китая и периодически оказывают поддержку исламским боевикам, проходящим обучение в лагерях талибов в Афганистане и призывающим к созданию отдельного уйгурского государства.
'Ферганская долина - это одно из самых взрывоопасных в этническом смысле и самых бедных районов на земле, - говорит г-жа Звигельская. - Малейшая дестабилизация может сыграть на руку исламским фундаменталистам или привести к межнациональному конфликту. Там уже сейчас далеко не спокойно, совершается много насилия, а в будущем ситуация может еще больше обостриться'.
И у России, и у США в Киргизии есть крупные военные базы, которые являются свидетельством совместных усилий двух стран в борьбе с терроризмом после террористических актов 9 сентября. Аналитики утверждают, что ни одна из этих стран не получает удовольствие от происходящего в республике. 'В отличие от Украины, за сегодняшними выступлениями в Киргизии не стоят ни пророссийские, ни прозападные силы', - утверждает заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Жарихин. Он считает, что ни Москва, ни Вашингтон не вмешивались в дела Киргизии, и обе стороны обеспокоены возможными последствиями эскалации политического конфликта.
Москва крайне обеспокоена происходящим в Киргизии. В понедельник министерство иностранных дел России выступило с заявлением, в котором говорится о недопустимости компромисса с 'экстремистскими силами', которые угрожают подорвать хрупкий баланс политических сил в Киргизии.
Аналитики указывают, что в Кремле события в этой центрально-азиатской республике скорее всего воспринимают как еще один удар по доминирующему положению России на постсоветском пространстве, и без целенаправленного диалога между Москвой и Вашингтоном отношения между Востоком и Западом могут стать еще более прохладными.
___________________________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Киргизия: Восстание отверженных ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Режим в Киргизии не способен реформироваться' ("Liberation", Франция)
Спокойная революция ("Liberation", Франция)
А теперь Кыргызстан! ("The Wall Street Journal", США)