Для российского государства они опасные преступники, скрывшиеся с миллиардами долларов невыплаченных налогов и разыскиваемые по целому ряду обвинений - от присвоения денег и имущества незаконным путем до убийства. Для Израиля, переживающего медленное экономическое восстановление, они потенциально ценные инвесторы.
Два обычно избегающих публичных выступлений российских 'олигарха' на этой неделе всплыли на поверхность, чтобы объявить о своих первых капиталовложениях в израильскую экономику с момента получения полтора года назад убежища в этой стране в связи с катастрофой российской нефтяной компании ЮКОС.
В интервью, данном корреспонденту 'Financial Times', Леонид Невзлин и Михаил Брудно, чья компания 'Менатеп' владеет 60 процентами акций ЮКОСа, обрисовали стратегию бизнеса, основанную на предположении о том, что они вряд ли скоро вернутся в Россию.
Эти два человека живут в сотне метров друг от друга, в анонимной роскоши Херзлии, богатого пригорода к северу от Тель-Авива. На стене гостиной Невзлина приколот плакат, гласящий 'Свободу Ходорковскому!', в честь основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского, арестованного в России в октябре 2003 года по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Два этих человека и их партнер Владимир Дубов получили израильское гражданство примерно в одно и то же время и обосновались в Израиле, надеясь избежать экстрадиции в связи с их предполагаемой причастностью к делу ЮКОСа. Невзлин разыскивается российскими органами не только в связи с обвинениями в мошенничестве, его обвиняют в сговоре с целью убийства.
Невзлин отверг все обвинения против него и своих партнеров, заявив, что они составляют часть идеологической кампании президента России Владимира Путина против российского частного сектора. 'Она полностью разработана (бывшим) КГБ, который нетерпимо относится ко всему, что не в состоянии контролировать. Это долговременное наследие сталинизма', - говорит Невзлин.
ЮКОС утратил 60 процентов своих добывающих мощностей, когда российское правительство распорядилось в декабре продать его главное дочернее предприятие в целях компенсации налоговой задолженности. После этого покупатель 'дочки' ЮКОСА, государственная компания 'Роснефть', подала против этого нефтяного гиганта еще один иск на 11 миллиардов долларов.
Невзлин говорит: 'История с ЮКОСом еще не закончена. Количество незаконных налоговых исков будет вполне достаточным для того, чтобы конфисковать остатки компании'.
Называя претензии 'Роснефти' 'полным дерьмом', Брудно заявил, что они поданы по приказу Кремля.
Объявляя об инвестициях в Израиле, два этих человека сказали, что 'Менатеп' приобретет пакет акций в израильской холдинговой компании Israel Petroleum Enterprises.
По их словам, они будут думать и о дальнейших капиталовложениях в области, связанные с деятельностью 'Менатепа'. 'Менатеп' уже вложил около 100 миллионов долларов в телекоммуникационные компании Восточной Европы.
Хотя российские магнаты после приезда в Израиль стараются вести себя тихо, им не удалось избежать внимания правоохранительных органов.
Имя Невзлина фигурирует среди тех, кто связан с расследованием израильской полицией обстоятельств отмывания по меньшей мере 500 миллионов долларов через отделение крупнейшего в Израиле банка 'Хапоалим'.
'У меня нет проблем с властями, - сказал Невзлин, - все совершенно прозрачно, если вы посмотрите на мои активы. Прошло так много времени с начала расследования, у них была возможность просмотреть мои счета'.
Показывая, насколько важны для Израиля эти инвестиции, министр финансов страны Бенджамин Нетаньяху недавно заявил, что скандал с отмыванием денег раздувается до непропорциональных размеров.
'Израиль многое потеряет, если некоторые телезрители начнут думать, что стране не нужны эмигранты из бывшего Советского Союза, что она может позволить себе отказываться от инвестиций', - сказал он, выступая на спутниковом телеканале RTV1, принадлежащем Владимиру Гусинскому, российскому медиамагнату, покинувшему страну.