'Революция, наконец, разрастается в Киргизии', - еще вчера убеждала себя оппозиция в этой маленькой среднеазиатской стране, очень бедной, но занимающей стратегическое положение между Китаем и Казахстаном. По меньшей мере два крупных города на юге страны, Ош и Джалал-Абад, перешли вчера в руки оппозиции, митингующей там с момента окончания в конце февраля - начале марта выборов в парламент, которые были отмечены многочисленными нарушениями. В Оше, втором по величине городе, митингующим понадобилось всего несколько часов, чтобы захватить два здания местных властей, а также помещения полиции и прокуратуры с криками 'Акаева в отставку!', 'Акаева и всю его семью в тюрьму!' Главное требование, объединяющее киргизскую оппозицию, все-таки очень разношерстную - свержение президента Акаева, который находится у власти с 1990 года. Как писал вчера местный журналист отсюда, с места событий, из Оша, митингующие - а их несколько тысяч - по национальности киргизы, очень молодые и в большинстве своем очень бедные.
Полиция вливается в ряды оппозиции. 'Это мирная революция, - уверял вчера Эдил Баисолов, руководитель близкому к оппозиции объединению ассоциаций, которое давно уже готовило этот захват. - На юге страны полицейские отказались стрелять в протестующих и дают клятву оппозиции'. Однако официальные спецслужбы сообщили российскому агентству Интерфакс, что в результате столкновения полиции и митингующих якобы погибли 'до 10 человек'. Правда, позднее эта информация была опровергнута. 'Больше нет угрозы применения силы, потому что полиция переходит на сторону оппозиции', высказывала вчера свое мнение Замира Сыдыкова, главный редактор оппозиционной газеты 'Республика'. Действуя чрезвычайно методично, оппозиционеры, по слухам, установили также контроль над аэропортами в Оше и Джалал-Абаде, чтобы воспрепятствовать прибытию полицейского подкрепления этим путем.
Стратегия киргизской оппозиции, которая пользуется значительной поддержкой американцев и которая хорошо усвоила уроки недавних революций в Грузии и на Украине, заключается в том, чтобы, начав революцию на юге страны, где недовольство выражается сильнее всего, распространить ее потом вплоть до столицы - Бишкека - расположенной на севере. На юге страны проживает немало узбеков, которые в 1990 году имели серьезные столкновения с киргизами из-за контроля над сельскохозяйственными землями. Этот лишенный промышленности горный район отличается особой бедностью. Как сообщил вчера один местный журналист, в Оше средняя месячная зарплата составляет от 500 до 600 сомов (10-12 евро).
Чрезвычайно непопулярный режим. Вчера в столице Бишкеке все было спокойно. Власть еще контролирует телевидение и дала просочиться лишь незначительной информации о том, то происходит на юге страны. На митинги протеста против выявленных в ходе недавних выборов в парламент нарушений собирается несколько сотен человек. 'Оппозиции будет нелегко идти на Бишкек с юга, так как горные проходы закрыты под предлогом обвалов, - заметила вчера Нурзат Намадбекова, политолог из Бишкека. - Кроме того, оппозиция еще слишком разобщена, у нее нет никакой общей программы'. Между тем, отживший и коррумпированный режим Аскара Акаева в Бишкеке тоже чрезвычайно непопулярен. 'Все, что происходит сегодня в Оше, завтра будет в Бишкеке', - с уверенностью заявлял вчера вечером активист Эдил Баисолов.
Укрывшись в столичных дворцах, президентская власть снова реагировала неоднозначно. 'Руководство страны готово к разговору с оппозицией в любое время', - уверенно заявил представитель президента Абдил Сегизбаев. Однако все тот же пресс-секретарь обвинил также 'третью силу, экстремистские и террористические организации' в стремлении 'дестабилизировать республику'. Он уверял, что 'не имеет никаких сведений о том, что оппозиция выражает желание вести переговоры с властями'. Однако вот уже несколько дней лидеры оппозиции только и делают, что требуют прямого диалога с президентом Акаевым. 'Мы будем вести переговоры только с президентом, потому что он все решает', - предупредил Курманбек Бакиев, лидер одного из основных объединений оппозиции.