Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что-то происходит в Средней Азии

Нестабильностью Грузии, Украины и Молдавии, похоже, заразилась и Средняя Азия, остававшаяся советской до конца 1991 года

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оставив в стороне эпоху царского правления, когда эмиры были низведены до положения простых вассалов, отметим, что история антиславянской борьбы региона достаточно длинна. Достаточно вспомнить борьбу басмачей с большевиками в 20-30 годах прошлого столетия, или мятежи 1966 и 1969 гг., когда в СССР одновременно с диссидентством 'самиздата' возникал 'исламиздат'

Через столько лет после взрыва Советского Союза по всей длине границ Российской Федерации все еще происходят волнения. Похоже, что Средняя Азия, остававшаяся советской до конца 1991 года, заразилась нестабильностью Грузии, Украины и Молдавии.

В основе не всеми принимаемых прогнозов лежат совсем недавние и повторяющиеся уличные конфликты, произошедшие в ходе выборов в Киргизстане, к которым стоит добавить переживаемые Таджикистаном потрясения. Быть может, на этот раз начинается желтая революция, которая распространится на соседние республики бывшего Туркестана?

Хотя этническая структура этого региона не имеет аналогов, что-то здесь происходит. На настоящий момент идет расцвет неоднородных и разнообразных движений. Прежде всего, имеются в виду восстания против всемогущей семейной олигархии, связанной с продолжающимся либо сохранившимся российским присутствием, плюс манифестации против зарождающегося западного влияния, вроде тех, что проходили в Ташкенте и Бухаре в 2004 году. По сути, речь здесь идет о притязаниях азиатизма и пан-азиатизма, толчок к развитию которых дали воодушевленные примером турецкого кемализма меньшинства.

Оставив в стороне эпоху царского правления, когда эмиры были низведены до положения простых вассалов, отметим, что история антиславянской борьбы региона достаточно длинна. Достаточно вспомнить борьбу басмачей с большевиками в 20-30 годах прошлого столетия, или мятежи 1966 и 1969 гг., когда в СССР одновременно с диссидентством 'самиздата' возникал 'исламиздат'.

Более того. Несмотря на длительную русификацию тюрко-монгольских фамилий при помощи окончаний -ов и -ев, население этого региона всегда продолжало говорить на своем языке и сохранило свои имена.

До славянского вторжения на этих территориях находился центр империи Тамерлана, основную часть населения которой составляли кочевники. Время исчислялось естественными циклами: солнечный день, солнечный год, лунный месяц. Самой большой мерой расстояния был путь, который можно было преодолеть за один день, средней - расстояние окрика и самой малой - длина человеческого шага. Любая трава всегда определялась только одним словом - зеленый. Единственным видом жилища была юрта, которая своей полукруглой формой напоминала небесный свод.

Инородцы с других берегов Каспия принесли с собой в эти края сначала навыки сельского хозяйства, а позднее ремесла и производства, требовавшие введения таких понятий, как час и минута. Атавистические обычаи начали рассыпаться в прах. Оросительные каналы действительно превратили в плодородные земли многие здешние территории, вроде Ферганской долины, что лежит между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Но основные, выращиваемые здесь культуры, такие как хлопок, ценились в России на гроши.

Позднее в регионе были обнаружены громадные запасы природных ископаемых? Нефть, газ, железная и другие руды - чуть ли не вся таблица химических элементов Менделеева. Но сегодня раздаются обвинения в 'хищническом отношении к полезным ресурсам', в котором еще Ленин обвинял колониальный капитализм. А злоупотребления водными ресурсами и загрязнение окружающей среды привели к экологическим катастрофам, поразившим Аральское море и Амударью.

Разумеется, во всем этом повинен не только российский империализм, но и общие противоречия экономического развития. Но, похоже, что сегодня тюрко-язычная Азия стремится к повторному обретению своей идентичности, затерявшейся между архаическими ценностями и политическими интересами. В этом контексте даже возникают проекты объединения пяти монголо-тюркских республик, разделенных Сталиным искусственными границами, что давало больше возможностей для их подчинения.

Но при этом стоит помнить, что, начиная с 90-х годов, с момента распада Советского Союза, киргизам, таджикам, узбекам, туркменам и казахам постоянно внушается одна и та же мысль: 'Все разрушается или обречено на разрушение, лишь Ислам бессмертен'.

Альберто Рончи - обозреватель итальянской газеты 'Corriere della Sera'

_________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Стал автократом - и оказался в положении вне игры ("Berliner Zeitung", Германия)

Беспорядки в Кыргызстане потрясли Среднюю Азию ("United Press International", США)

Власть народа в Киргизстане ("The Economist", Великобритания)

Власти Киргизии пытаются остановить распространение конфликта ("The Wall Street Journal", США)

Киргизский кризис ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Милиция усиливает давление на сторонников лимонной революции ("The Times", Великобритания)

Воля народа победит? Возможно ("The Economist", Великобритания)

Киргизия: Массы, которые трудно удержать ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кыргызстан не готов к революции ("The Baltimore Sun", США)

Когда "власть народа" выплескивается наружу ("The Wall Street Journal", США)

Киргизия: Протесты без участия демократов ("Die Tageszeitung", Германия)

Ариэль Коэн: Ждать больше нельзя ("The Wall Street Journal", США)

Киргизская революция движется вперед ("Liberation", Франция)

Еще одно восстание на постсоветском пространстве ("The Washington Post", США)

Киргизия: Восстание отверженных ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Уличные протесты ("The Financial Times", Великобритания)

Страх Кремля перед демократией ("Die Presse", Австрия)

Пойдет ли Киргизия по пути Украины? ("Christian Science Monitor", США)

'Режим в Киргизии не способен реформироваться' ("Liberation", Франция)

Спокойная революция ("Liberation", Франция)

А теперь Кыргызстан! ("The Wall Street Journal", США)