Гарри Каспаров уверен, что занял прочное место в истории шахмат. Сейчас он говорит, что у него появилась новая цель: ни больше, ни меньше, чем достижение реальной демократии в России.
Каспаров, занимавший верхние строки в списке мировых гроссмейстеров последние 20 лет, объявил 10 марта, что уходит из шахмат. В воскресенье он обсудил свои достижения и планы в ходе интервью в отеле 'Манхэттен'.
'Я думаю, что никто не сможет сделать то, что сделал я, - сказал Каспаров. - Трудно быть номером один в течение пяти лет. Это настоящее достижение'.
Хотя ему 41 год, и он перевалил через обычный возрастной пик для шахматистов, заявление Каспарова застало многих его болельщиков врасплох. Он только что одержал вторую победу подряд в элитных турнирах, и казалось, он играл с такой энергией и напором, каких не проявлял довольно давно. Никто не уходил в отставку, будучи самым лучшим шахматистом в мире, со времен американца Пола Морфи в 1859 году.
Каспаров заявил, что решение об уходе созревало у него уже давно. По его словам, отчасти причиной стало его разочарование Всемирной Шахматной Федерацией, потому что она не смогла организовать матч между ним и нынешним чемпионом Рустамом Касымджановым. Но, как говорит Каспаров, у него больше нет 'моральных целей в шахматах', и он 'хочет делать то, что его волнует'.
Сейчас приоритет Каспарова состоит в том, чтобы помочь отстранить от власти президента Владимира Путина. 'Сейчас в России не существует демократии', - категорически заявил он.
На протяжении своей карьеры Каспарова редко терзали сомнения или неуверенность в себе, если они у него вообще были. Известный своим творческим подходом и энергией в шахматной игре, он всегда с большой неохотой признавал, что может существовать кто-то, или что-то, равные ему за шахматной доской. После проигрыша в 1997 году разработанному компанией IBM компьютеру 'Дип Блю' он обвинил компанию и ее программистов в обмане, заявив, что наилучшие ходы компьютеру подсказывали гроссмейстеры.
Интерес Каспарова к политике не нов. Уже долгие годы он пишет письма и статьи в 'The Wall Street Journal' с критикой в адрес российского правительства и президента Путина, которого он недавно сравнил с Калигулой. В начале 90-х годов он короткое время был связан с Демократической партией России, а в 1996 году поддержал Александра Лебедя, выдвинувшего свою кандидатуру на президентский пост.
В январе 2004 года Каспаров помог сформировать 'Комитет 2008: свободный выбор' - группу, объединяющую недовольных политиков и журналистов, которые хотят отставки Путина или, по крайней мере, невнесения поправок в конституцию, которые позволили бы Путину в 2008 году баллотироваться на третий срок.
Хотя Путин отрицает, что намерен еще раз участвовать в выборах, Каспаров в этом сомневается. 'Мы считаем, что государство проводит проверку, чтобы посмотреть, нельзя ли президента назначать пожизненно', - сказал он.
С момента объявления Каспаровым об уходе из шахмат и о новом приходе в политику некоторые россияне задаются вопросом о его перспективах и преданности, отчасти потому, что он в прошлом сначала помогал формировать политические партии, а затем оставлял их.
Ряд критических выступлений был вполне предсказуем. Националистический лидер Либерально-Демократической партии Владимир Жириновский охарактеризовал решение Каспарова как самую крупную его ошибку.
Даже близкие ему по духу политики выражают сомнения. Руководитель партии Яблоко Григорий Явлинский заявил, что Каспарову еще предстоит доказать свою политическую проницательность. 'Пусть он попытается создать политическую партию, а мы посмотрим, удастся ему это или нет, - сказал он в интервью журналу 'Итоги', - а после этого и поговорим'.
Кремль, что неудивительно, никак не отреагировал.
Каспаров, проживающий в Москве, сделал на шахматах и на юридических сделках миллионы долларов. Он заявил, что недавно нанял для себя и своей семьи телохранителей. Его вторая жена, с которой он разведен, и его 8-летний сын также живут в Москве. В июне Каспаров планирует жениться в третий раз.
'Боюсь ли я за собственную безопасность? - спрашивает он, - я серьезно этим озабочен. Политика - опасная игра'.
Сосредоточиваясь на политике, Каспаров не полностью отворачивается от шахмат. Он пишет книгу "How Life Imitates Chess" ('Как жизнь похожа на шахматы'), о том, как применять уроки игры в принятии повседневных решений. Он говорит, что планирует закончить написание серии книг "Garry Kasparov on My Great Predecessors" ('Гарри Каспаров о своих великих предшественниках') - о шахматных чемпионах, бывших до него. Четвертая из десяти запланированных Каспаровым книг, о Бобби Фишере, "Garry Kasparov on Fischer" ('Гарри Каспаров о Фишере') недавно была опубликована издательством Everyman Chess.
Он также намерен продолжать работу своего Шахматного фонда Каспарова, который занимается популяризацией игры и обучением шахматам в школе.
А как насчет выступлений на важнейших соревнованиях? 'Наступит ли день, через полгода или год, когда я проснусь и скажу: 'Ах, я без этого жить не могу'? - спросил он. - Такое возможно. Но сейчас я хочу заниматься другими делами'.
Однако тяга к соревнованиям остается. Когда интервью близилось к завершению, Каспаров включил свой ноутбук, чтобы просмотреть результаты шахматного турнира в Монте Карло. Там участвуют лучшие шахматисты мира.
'Ананд - четыре из четырех, - сказал он, имея в виду гроссмейстера номер два в мире Вишванатана Ананда, - браво. Сейчас, с моим уходом, он воспрянул духом'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru:
Каспаров: Родину не выбирают ("The Financial Times", Великобритания)
Новая партия шахматного короля ("Asahi Shimbun", Япония)
Я не считаю себя лучшим. Я и есть лучший ("The Times", Великобритания)
Из шахмат - в политику: а король-то голый? ("The Moscow Times", Россия)
Путину шах? ("Chicago Tribune", США)
Оппозиция маневрирует, пытаясь поставить шах кремлевскому гроссмейстеру ("The Guardian", Великобритания)
Гарри Каспаров: 'Меня могут убить, но я буду бороться против Путина' ("El Pais", Испания)
Гарри Каспаров: Предстоит большая игра ("The Wall Street Journal", США)
Эндшпиль Каспарова ("The Guardian", Великобритания)
Политика - последний гамбит Каспарова ("The Times", Великобритания)