Бывший президент США Картер является основателем Центра имени Картера в Атланте
28 марта 2005 года. Переговоры о возобновлении Договора о нераспространении ядерного оружия (Non-Proliferation Treaty, NPT) запланированы на май с.г., однако Соединенные Штаты Америки и другие ядерные державы, кажется, безразличны к судьбе этого договора. Это примечательно, учитывая добавление Ирана и Северной Кореи как государств, которые либо имеют, либо стремятся иметь программы создания ядерного оружия. В одном опубликованном недавно в США докладе содержится прямое предупреждение: "Мы приближаемся к точке, где разрушение режима нераспространения может стать необратимым и привести к галопирующему распространению ядерного оружия".
Группа "средних стран" (Middle States) имеет простую цель: "оказать влияние на ядерные державы с тем, чтобы те приняли минимальные шаги по спасению режима нераспространения в 2005 году". В прошлом году эта коалиция обладающих возможностями для создания ядерного оружия стран - которая включает Бразилию, Египет, Ирландию, Мексику, Новую Зеландию, Южную Африку, Швецию и восемь стран Организации Североатлантического договора (НАТО) - проголосовала за резолюцию о новой повестке, призывающую к претворению в жизнь уже взятых на себя обязательств по Договору о нераспространении. Трагично, но США, Великобритания и Франция проголосовали против этой резолюции.
Пока что подготовительному комитету предстоящих переговоров о нераспространении не удалось даже согласовать повестку ввиду глубоких расхождений между ядерными державами, которые отказываются выполнять собственные обязательства по разоружению, а также ввиду неядерного движения, в числе требований которого имеется требование уважать эти обязательства и принять во внимание арсенал Израиля.
До недавнего времени все американские президенты, начиная с Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower), стремились ограничить и сократить ядерные арсеналы - одни больше, чем другие. Насколько мне известно, в настоящее время ядерные державы не предпринимают усилий по достижению этих критически важных целей.
Соединенные Штаты являются одним из главных виновников этого разрушения режима нераспространения. Американские лидеры, утверждая, что они защищают мир от угроз распространения в Ираке, Ливии, Иране и Северной Корее, не только отказались от соблюдения существующих договорных ограничений, но также заявили о своих планах испытания и разработки новых систем оружия, включая противобаллистические ракеты, "бункер-бастеры" (bunker buster - заглубляющаяся в землю ракетная боеголовка для разрушения высокопрочных подземных сооружений - прим. пер.) и, возможно, некоторые новые типы "маленьких" ядерных бомб. Они также отказались от прежних обязательств и сегодня угрожают первыми применить ядерное оружие против неядерных стран.
Совершенно очевидно, что необходимы некоторые корректирующие действия:
- Соединенным Штатам нужно обсудить с Россией остающиеся нерешенными проблемы ядерного оружия, потребовав таких же стандартов прозрачности и проверки выполнения прежних соглашений о контроле над вооружениями и разоружению, а также утилизации выведенных из боевого состава систем оружия. Поскольку в состоянии постоянно высокой боевой готовности находятся внушительные арсеналы вооружений, глобальный холокост сегодня так же возможен, как и в самый разгар "холодной войны". Нам, пожалуй, следовало бы приступить к решению самой большой угрозы нераспространения, полностью обеспечив безопасность запасов России.
- Хотя все ядерные державы должны договориться о неприменении ядерного оружия первыми, Соединенным Штатам как единственной сверхдержаве следует показать пример в этом вопросе.
- Организации Североатлантического договора (НАТО) следует снизить опору на свое ядерное оружие и изучить вопрос о выводе его из Западной Европы. Несмотря на свое расширение на восток, НАТО сохраняет все те же запасы и проводит такую же политику, как в годы, когда континент разделял Железный Занавес.
- Следует соблюдать всеобъемлющий договор о запрещении испытаний ядерного оружия (comprehensive test ban treaty), но Соединенные Штаты движутся в противоположном направлении. В представленном администрацией бюджете на 2005 финансовый год впервые перечислены сценарии испытаний, и другие нации ждут, чтобы принять аналогичные меры.
- Соединенным Штатам следует поддержать соглашение о делящихся ядерных материалах (fissile materials treaty), чтобы помешать выработке и транспортировке высокообогащенного урана и плутония.
- Ограничить разработку в США практически неосуществимой системы противоракетной обороны, на которую бесполезно тратятся огромные ресурсы, в то время как мы отказываемся от наших обязательств по Договору об ограничении систем противоракетной обороны (Anti-Ballistic Missile Treaty), не имея никакой работоспособной замены ему.
- Действовать с целью предотвращения ядерного распространения на Ближнем и Среднем Востоке, которое все более становится источником нестабильности в этом регионе. Иран неоднократно скрывал свои намерения обогащать уран, утверждая в то же время, что его ядерная программа служит исключительно мирным целям. Такие же разъяснения до него давали Индия, Пакистан и Северная Корея, но это привело к появлению программ разработки ядерного оружия во всех трех вышеперечисленных странах. Нужно призвать Иран к ответу и заставить его выполнять взятые обязательства по Договору о нераспространении. В то же время мы не желаем признать, что ядерный статус Израиля побуждает Иран, Сирию, Египет и другие государства вступить в сообщество ядерных держав.
Это все очень важные вопросы, и мир узнает ответы на них во время конференции по нераспространению в мае с.г.