Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-за собственной неуклюжести Россия теряет традиционную сферу влияния

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революция в Кыргызстане, в результате которой был свергнут самый верный союзник России в Центральной Азии, стала, по словам аналитиков, результатом последнего из целой серии удивительных и болезненных дипломатических просчетов Москвы. За последние 16 месяцев в результате трех почти бескровных революций были практически сорваны попытки Москвы установить господство над постсоветскими государствами, некогда входившими в состав советской империи

По словам аналитиков, Россия практически утратила контроль над постсоветскими государствами, недооценив решимость их граждан

Революция в Кыргызстане, в результате которой был свергнут самый верный союзник России в Центральной Азии, стала, по словам аналитиков, результатом последнего из целой серии удивительных и болезненных дипломатических просчетов Москвы.

За последние 16 месяцев в результате трех почти бескровных революций были практически сорваны попытки Москвы установить господство над постсоветскими государствами, некогда входившими в состав советской империи.

Внезапное крушение режима президента Аскара А. Акаева, последовавшее за свержением прежних властей в Грузии и на Украине, продемонстрировало крайнюю непрочность коррумпированных и непопулярных постсоветских режимов по всему региону - в том числе, потенциально, и в самой России.

В результате некогда мощное влияние Кремля в столицах этих трех постсоветских государств сменилось укреплением дипломатических позиций Соединенных Штатов и Европейского союза - отчасти, как утверждают аналитики, из-за неспособности России выработать эффективный внешнеполитический курс в регионе, который сама же она объявила зоной жизненных стратегических интересов.

'Сегодня весь мир убедился, что Россия бессильна и не в состоянии что-либо сделать. И в следующий раз никто уже и не подумает обратиться к России за посредничеством и патронажем, - утверждает Станислав Белковский, политический аналитик, тесно связанный с Кремлем. - Все понимают, что лев мертв, и бояться его нечего'.

По словам Георгия Барамидзе, государственного министра Грузии по вопросам евроатлантической интеграции, Россия оказалась в плену у имперской политики, берущей начало еще с царских времен, и не сумела приспособиться к нынешней системе межгосударственных отношений, где альянсы строятся на демократической основе, в соответствии с экономическими и прагматическими интересами. 'За все эти годы Россия так и не поняла, что все империи рухнули еще в прошлом веке, и упорно продолжает делать вид, будто ее империя по-прежнему существует, - отмечает он. - Россия собственными руками изолирует себя от своих соседей'.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Россия была в состоянии не допустить внезапного и хаотичного крушения режима Акаева - либо оказав ему прямую поддержку, либо выступив в качестве посредника, чтобы обеспечить упорядоченную передачу власти. Но она не сделала ни того не другого, судя по всему, поверив заверениям Акаева, что ситуация находится под контролем.

'Единственно возможное объяснение случившегося - фундаментальные, системные просчеты в оценке ситуации. Мы все ошибочно полагали, что массы, в общем, пассивны, и авторитаризм при любых условиях будет преобладать на территории бывшего СССР', - отмечает аналитик Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. 'События в Кыргызстане со всей наглядностью показывают, насколько мы ошибались. Они также демонстрируют, насколько эти режимы прогнили, насколько они недееспособны и непрочны, - утверждает он. - Произошедшее в Бишкеке показывает, что все постсоветские режимы - в буквальном смысле 'колоссы на глиняных ногах'. Достаточно малейшего потрясения в обществе, и они рушатся'.

Сегодня правящие режимы на всем пространстве от Узбекистана и Таджикистана в Центральной Азии до Белоруссии и Молдовы на границе ЕС выглядят уязвимыми перед лицом народного негодования, порождающего все более мощные движения протеста, добившиеся пересмотра сомнительных результатов выборов в Грузии, на Украине, а теперь и в Кыргызстане.

Даже российская власть - несмотря на разговоры о внесении поправок в конституцию, чтобы продлить пребывание президента Владимира В. Путина у власти сверх законодательно установленного срока полномочий, истекающего в 2008 г . - также стала выглядеть непрочной, несмотря на мощные службы безопасности и недавно приобретенные широкие рычаги контроля над демократическими структурами, отчасти и призванные не допустить подобного сценария.

'Несомненно, в результате всех последних революций вокруг России, переход власти в самой России начинает выглядеть все более вероятным, - заявляет политик-демократ Ирина Хакамада, бывший депутат Думы и соперница Путина на президентских выборах 2004 г. - Российский народ уже убедился, что можно бороться с властью и победить в этой борьбе'.

Бурные выступления протеста в киргизской столице Бишкеке эхом откликнулись в Беларуси, где в прошлую пятницу почти тысяча сторонников демократии провела демонстрацию неподалеку от президентского дворца Александра Лукашенко - жесткого правителя 'советского образца', который в прошлом году организовал подтасованный - по словам наблюдателей - референдум, позволивший ему продлить пребывание у власти. Полиция быстро разогнала демонстрацию и арестовала ее лидеров - теперь им грозит до трех лет тюрьмы.

'Само собой разумеется, последние события в Кыргызстане сильно повлияли на общественные настроения в Беларуси, - заявил в интервью по телефону Владимир Кобец, координатор молодежной оппозиционной группировки 'Зубр'. - Демонстранты думали: 'Может быть, и наш день придет, может быть, он уже наступил?' Сегодня надежду на это вы видите в глазах многих'.

Правящие круги в странах, некогда входивших вместе с Россией в состав СССР, во многих случаях держались у власти, используя 'кремлевский рецепт' - ограничение деятельности оппозиционных партий, контроль над СМИ и выборные манипуляции, сдерживая народное недовольство с помощью мощных служб безопасности - преемниц советского КГБ.

Администрация Буша и частные американские фонды финансируют десятки демократических организаций по всей территории бывшего СССР - большинство постсоветских лидеров рассматривают эти группы как угрозу. Именно они вдохновляют на активные действия население, не желающее больше терпеть обнищание и коррупцию, царящие в большинстве бывших советских республик.

Застигнутая врасплох 'революцией роз', в ноябре 2003 г. свергнувшей бывшего президента Грузии Эдуарда А. Шеварднадзе, Россия в ходе прошлогодних выборов на Украине активно поддержала кандидата, подобранного президентом Леонидом Д. Кучмой в качестве преемника. Но эта стратегия обернулась против нее - сотни тысяч украинцев вышли на демонстрации, протестуя против, как утверждалось, подтасованных выборов, и на волне этого движения к власти в стране пришла оппозиция. В связи с киргизскими выборами в этом месяце Кремль - явно уязвленный осуждением международного сообщества, которое сочло его вмешательство в украинские дела неподобающим и в конечном итоге контрпродуктивным - судя по всему, решил не проявлять активности.

Перед первым туром выборов лидеры киргизской оппозиции даже были приглашены в Москву - ведь ранее Кремль критиковали за неспособность наладить контакт с оппозицией в Грузии и на Украине.

Однако по мере нарастания акций протеста в связи с якобы подтасованными результатами голосования, и даже после того, как на прошлой неделе оппозиция взяла под контроль большинство южных районов Кыргызстана, Россия, по словам критически настроенных наблюдателей, недооценила возникшую угрозу стабильности в стране и не предприняла необходимых действий. В результате, утверждают они, Россия не помешала опасной дестабилизации обстановки в Кыргызстане, и утратила возможность обеспечить дружественно настроенным оппозиционным лидерам победу в борьбе за власть после смены режима.

Как утверждал в интервью российскому государственному телевидению Николай Бордюжа, генеральный секретарь регионального военного альянса [Организации Договора о коллективной безопасности - прим. перев.], куда входят и Россия, и Кыргызстан, Акаев, даже когда половина страны уже находилась под контролем демонстрантов, продолжал заверять Россию, что 'ситуация не настолько остра' чтобы задействовать механизмы военной помощи, и что 'он чувствует собственные силы и силы команды, в которой он работал, с тем, чтобы эта ситуация оставалась в конституционном поле'.

'Три дня назад Москва была вполне в состоянии спасти режим Акаева, она была в состоянии выступить посредником на внутрикиргизских переговорах, учитывая тот факт, что оппозиция была готова к переговорам и не имела ничего против России. Сегодня уже поздно, - заявляет Малашенко из Московского центра Карнеги. - Москва продемонстрировала фантастический, невообразимый непрофессионализм'.

'В разгар событий Путин мог отправиться с визитом в Кыргызстан, он мог обратиться к обеим сторонам с призывом сесть за стол переговоров [вместе - прим. перев] с Москвой, - говорит близкий к Кремлю аналитик Белковский. - Но Россия не использовала это мощное оружие'.

Однако российские дипломаты, судя по всему, не считают, что время уже упущено. Через несколько дней группа российских парламентариев в сопровождении секретаря Совета безопасности Игоря Иванова должна отправиться в Кыргызстан и попытаться организовать переговоры о создании временного правительства и проведении новых выборов.

'Опасность заключается в следующем: если Россия не займет более активную позицию, американцы могут вырвать политическую инициативу у нее из рук, - заявил Александр Хинштейн, член парламентского комитета по безопасности (он еще в пятницу отправился в Бишкек). - Абсолютно ясно - стоит США установить контроль над этой центральноазиатской республикой и превратить ее в американский протекторат, и ворота в Центральную Азию для России будут немедленно захлопнуты'.