'Мы гордимся вашей победой и желаем вам новых успехов! Мы с вами', - говорится в послании казахской оппозиции в адрес революционеров из соседней Киргизии. После свержения киргизского президента Аскара Акаева начались спекуляции по поводу того, в какой из республик-правопреемниц Советского Союза следует ожидать следующий переворот.
Как и перед этим в Грузии и на Украине, переворот в Бишкеке, конечно, нанес удар по коррумпированному и ненавидимому большинством граждан, но в то же время умеренно авторитарному режиму. По сравнению с другими среднеазиатскими государствами, Киргизия в 90 годы считалась первоначально даже образцом демократической страны. В последние годы режим Акаева приобретал все больше авторитарные черты, но существовала легальная оппозиция, и в принципе не было запрещено проведение демонстраций против государственной власти.
Повторения успешных, как это было до сих пор, революций, якобы инсценированных Западом, где-то в других странах Средней Азии ожидать не приходится, говорил близкий к правительству московский телекомментатор Михаил Леонтьев: 'В Узбекистане такой номер не пройдет, поскольку тамошний режим не будет ни у кого спрашивать, имеет ли он право стрелять по толпе героев-погромщиков'.
Из всех президентов в странах СНГ наиболее прочно сидят в своих креслах, очевидно, правители Узбекистана и Туркменистана, Ислам Каримов и Сапармурад Ниязов. Любая критика существующего положения может в обеих странах привести за решетку. Легальной оппозиции не существует, соперничающие между собой противники обоих правителей, которым удалось бежать в Россию или в Европу, вынуждены опасаться за свою жизнь, даже находясь за границей.
Организованных массовых протестов ни в Ташкенте, ни в Ашхабаде ожидать в обозримом времени не приходится. Между тем, глава Таджикистана Эмомали Рахмонов, правящий страной почти столь же авторитарно, снова взял ситуацию под контроль после долгой кровопролитной войны между правительственным силами и исламскими фундаменталистами. Но и эти диктаторы не застрахованы от свержения с помощью силы. Автомобильный кортеж Каримова уже попадал в оптические прицелы исламистских террористов. Рано или поздно спровоцировать восстание в целом обнищавшего народа может также опереточный культ личности Ниязова, принимающий все более абсурдные формы.
В то же время намного слабее позиции президента Нурсултана Назарбаева и его семейного клана. Предстоящие в конце 2005 года президентские выборы дадут старт очередной революции в СНГ, считает московская 'Независимая газета'. В Казахстане, как и в Киргизии, оппозиция, вышедшая из старой элиты и в последние годы рассорившаяся с господствующим кланом, тоже готова брать власть в свои руки. Кандидатура бывшего председателя парламента Шармахана Туякбая уже выдвинута оппозицией в качестве единого кандидата на пост президента.