Видимо, Аскар Акаев все-таки отчасти либерал
Внезапным образом развалилась власть президента Аскара Акаева, руководившего Киргизией на протяжении последних 15 лет, начиная со времени раскола Советского Союза. Антиправительственное движение активизировалось в прошлом месяце, и то, что падение власти произойдет до такой степени стремительно, не ожидали, наверное, даже те, кто затеял выступления против президента.
Киргизия, образно говоря, была подобна одинокому изолированному островку демократии, который возник в безбрежном море, прежде называемом Средней Азией. Со всех сторон она окружена странами с автократическими насильственными режимами, и, необходимо отметить, что президент Аскар Акаев сразу же после распада Советского Союза прилагал огромные усилия к тому, чтобы ввести в стране многопартийную систему и приступить к экономическим реформам.
Между тем, с середины 1990-х годов политический стиль его правления начал склоняться к авторитаризму. По различным причинам постепенно в президентских выборах перестали принимать участие его влиятельные политические противники, а президент Аскар Акаев неустанно трудился над ростом экономических интересов своей собственной семьи. Конечно, раздавались голоса, которые не одобряли присутствие членов семьи президента Аскара Акаева ни в политике, ни в экономике.
Однако стоит отдать должное тому, что президент Аскар Акаев все же не стал значительно увеличивать армию и отряды полиции и подавлять недовольных его правлением, опасаясь кровопролития. Видимо, дело в том, что отчасти, он все-таки либерал.
В странах, некогда входивших в Советский Союз — в 2003 году в Грузии, а в прошлом году и на Украине — случились 'революции', в результате которых смена власти произошла, можно сказать, путем народного движения. Наверное, и смену власти в Киргизии следовало бы поставить в один ряд с ними. Однако, следует обратить внимание на то, что в случае Киргизии, большое отличие заключается в том, что по отношению к внешней политике не предъявляется никаких претензий.
В рядах противников власти президента Аскара Акаева не слышно антироссийских или антиамериканских выступлений. Обе стран, как США, так и России, разместили в Киргизии свои военные базы, чтобы в рамках проводимой ими антитеррористической политики держать под контролем, например, Афганистан и подобные ему страны. Пока и США, и Россия занимают выжидательную позицию, и, вероятно, хотели бы избежать таких беспорядков в Киргизии, которые бы воспрепятствовали использованию их военных баз.
Еще одно отличие событий в Киргизии от событий в Грузии и на Украине заключается в том, что у сил, направленных против президента Аскара Акаева, нет единства. Лидером страны, обладающим реальной силой, может стать Феликс Кулов, бывший вице-президент Киргизии, который отбывал наказание по политическим мотивам и был освобожден из тюрьмы 24 марта, но уверенности в том, сможет ли он объединить разрозненные оппозиционные силы, все же нет. Желательно, чтобы политическая власть в Киргизии поскорее стабилизировалась.
Япония активно поддерживала переход Киргизии к рыночной экономике. Так, до 2001 года в эту страну в общей сложности японскими правительственными организациями было направлено около 36 900 000 000 иен. Если в Киргизии восстановится стабильная демократическая власть, то поддержку следует продолжать.