29 марта 2005 года. Правительство в Киргизстане быстро развалилось перед лицом массового проявления власти народа, которое заставило президента Аскара Акаева бежать в Россию после 15-летнего пребывания в этой должности.
Акаев был единственным лидером бывшей советской среднеазиатской республики, который оказал сопротивление предпринятой в 1991 году попытке просоветских консерваторов совершить государственный переворот. Когда он пришел к власти, у него была репутация демократа.
Но власть развращает. В конечном итоге, богатства этой страны оказались в руках членов его семьи и его близких дружков. В последние несколько лет его правление стало репрессивным. Политических противников арестовывали, а средствам массовой информации (СМИ) затыкали рот, чтобы подавить критику в адрес правительства.
В последний год с небольшим Киргизстан стал третьей бывшей советской республикой, после Грузии и Украины, где массовые протесты из-за сфальсифицированных выборов привели к свержению правительства.
Автократическое правление сохраняется в Беларуси и в Азербайджане, а также в некоторых других государствах бывшего советского блока. Кроме того, выражается озабоченность в связи с усилением централизации власти в России, о чем свидетельствуют назначение региональных губернаторов центральным правительством и другие меры.
Обстановка в Средней Азии особенно серьезная. Туркменистаном правит Сапармурат Атаевич Ниязов, который объявил себя пожизненным президентом. Его парламент функционирует как однопартийная диктатура. В Узбекистане, Казахстане и Таджикистане существует некое подобие оппозиционных партий - но только номинально. Правительства этих стран жестко контролируют СМИ. В этих странах тоже процветает коррупция.
Беспорядки в Киргизстане будут рассматриваться как предупредительный выстрел для тех стран, где правительства многие годы остаются во власти с помощью мошеннических выборов.
Новое правительство в Киргизстане также ожидает впереди тернистая дорога. После падения правительства Акаева исполняющим обязанности президента стал бывший премьер-министр Курманбек Бакиев. Бакиев и многие другие политики в правительстве Акаева после своего увольнения присоединились к оппозиции. Пока не известно, серьезно ли они заявляют о своем намерении осуществить демократизацию. Поскольку они не сумели взять под контроль массовые демонстрации протеста, которые охватили столицу страны, Бишкек, под вопросом оказывается и их способность управлять страной.
Киргизстан является одной из самых бедных республик в бывшем советском блоке. Далее, нищета этой страны сделала ее рассадником для исламских экстремистов. Если обстановка там станет еще более хаотичной, весь этот регион, соседствующий с Китаем и имеющий важные резервы нефти и природного газа, может быть дестабилизирован.
Соединенные Штаты и Россия после террористических нападений 11 сентября 2001 года создали в Киргизстане свои военные базы и соперничают друг с другом за влияние. Для стабилизации обстановки в Киргизстане двум странам придется объединить свои усилия в поддержку нового правительства.
Администрацию Буша-младшего (George W. Bush) в особенности ругают за "двойные стандарты", так как она не осуждает автократические правительства в среднеазиатских странах, несмотря даже на то, что призывает к распространению свободы и демократии во всем мире, чтобы бороться против международного терроризма. Вашингтону следует всерьез озаботиться демократизацией этого региона.
Япония пытается оказать на среднеазиатские страны влияние через свою дипломатию Великого Шелкового пути (Silk Road diplomacy). Япония является крупнейшим донором помощи Киргизстану. Пусть так, но Япония едва ли прилагала большие усилия к тому, чтобы способствовать делу демократии в этой стране.
Правительствам во всем мире необходимо взвесить свою ответственность за события в Средней Азии, продолжая в то же время внимательно отслеживать признаки демократизации в этих странах.