В среднеазиатской Киргизской Республике свергнута власть президента Аскара Акаева, возводившего авторитарную политическую систему на протяжении долгого срока своего правления.
Движение протеста оппозиционных сил против несправедливых парламентских выборов, начавшееся на юге, докатилось до столицы страны Бишкека, президент Аскар Акаев вместе с семьей бежал в соседний Казахстан, и его политическая власть стремительно рухнула.
Во всех странах Средней Азии, некогда входивших в Советский Союз, также как и в Киргизии, в течение длительного срока поддерживается единоличная власть лидера и продолжается его авторитарное господство.
В результате, как можно наблюдать, демократизация не только запаздывает, но и в каждой из этих стран процветает коррупция, власть приватизируется членами семьи лидера, идет полное присвоение государственных средств и другие отрицательные явления.
Каким образом покончить с таким положением вещей? Как мирным путем создать новую власть? Подобные вопросы возникают при смене власти в Киргизии и продолжают вызывать беспокойство.
Тем не менее, хотелось бы надеяться, что во всех среднеазиатских странах один за другим последуют реформы, которые начали было происходить после развала Советского Союза.
Киргизия - небольшая страна с населением в 4 миллиона 900 тысяч человек, по площади вполовину меньше Японии. Аскар Акаев стал президентом Киргизии в октябре 1990 года. Он выходец из научных кругов, и на Западе его всегда высоко оценивали, называя 'самым демократическим лидером Средней Азии'.
Однако, на протяжении 15 лет за три срока своего пребывания в качестве президента, Аскар Акаев не смог избежать коррупции, подавления критически настроенных к нему средств массовой информации, монополизации государственного имущества членами его семьи, и других подобных пороков, обычно присущих длительному сроку пребывания у власти.
К тому же, неразрешенной проблемой продолжало оставаться традиционное для Киргизии противостояние севера и юга, поскольку президент Аскар Акаев приближал к власти только таких же, как и он сам, выходцев с севера, тем самым навлекая на себя злобу экономически бедного юга.
На последних парламентских выборах в высший орган власти страны были избраны сын и дочь президента Аскара Акаева. В Киргизии считают, что это тоже является политикой дальнего прицела 'династии', чтобы продолжать удерживать власть в руках семьи президента.
Следует обратить внимание на то, что в аналогичной ситуации находятся и соседние с Киргизией Казахстан и Узбекистан, президенты в которых не менялись с 1990 года.
Кроме того, в Таджикистане президент непрерывно занимает этот пост с 1994 года, к тому же теперь по конституции стало возможным продлить срок его пребывания на посту президента страны до 2020 года.
Хотелось бы, чтобы смена власти в Киргизии оказала благотворное влияние на страны с
подобной политической системой, а неразрешенных вопросов остается много.
Вызывает беспокойство тот факт, что у мирно захваченной новой власти нет мощной оппозиционной силы и единого политического руководства.
Нельзя закрывать глаза и на то, что международная обстановка вокруг Киргизии весьма и весьма непростая.
Россия и США, имеющие на территории Киргизии свои военные базы, вероятно, ставят целью сохранить здесь свое влияние. Наверное, и Китай, имеющий с Киргизией общую границу, не может не быть осторожным в своих дальнейших действиях, находясь лишь в хороших отношениях с властью Аскара Акаева.
Таким образом, трем странам США, Китаю и России, совершенно необходимо избежать своего импульсивного участия в событиях в Киргизии и плохих с ней отношений.
Прояпонски настроенная Киргизия поддерживает дружеские отношения с Японией. Для Киргизии Япония занимает важную позицию страны, оказывающей ей постоянную помощь. Хотелось бы думать, что Япония будет оказывать косвенную поддержку переходу к реформам.