Победа религии в споре искусства заставляет опасаться дальнейших ограничений гражданских свобод.
На судебном процессе, подчеркнувшем растущую культурную власть Российской православной церкви, московский суд признал организаторов художественной выставки виновными в разжигании религиозной розни.
Правозащитники опасаются, что это дело, начатое сторонниками Кремля в российском парламенте, может создать прецедент для ограничения гражданских свобод. Оно также показывает, как церковь и государство объединяются для ограничения свободы художественного выражения как раз в то время, когда Запад критикует Владимира Путина за свертывание российской демократии.
'Это означает, что теперь церковь может вмешиваться во все аспекты светской жизни', - говорит Елена Боннер, вдова советского ученого и диссидента Андрея Сахарова.
Представитель московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин приветствовал вчерашнее решение суда, сказав, что это предотвратит попытки проведения 'богохульных' выставок, которые 'оскорбляют чувства верующих и сеют раздор между людьми'.
Однако приговор оказался мягче, чем многие опасались. Судья признал, что выставка 'оскорбила религиозные чувства людей', но принял во внимание активную правозащитную деятельность обвиняемых, а потому вместо тюремного заключения, на котором настаивало обвинение, приговорил их к штрафу. Он также отклонил требование прокуратуры об уничтожении художественных работ.
Речь идет о художественной выставке, посвященной отношению к вероисповеданиям и названной 'Осторожно! Религия'. Вскоре после открытия в январе 2003 года она подверглась нападению недовольных верующих, но вместо того, чтобы наказать вандалов, московские власти предъявили обвинение организаторам экспозиции.
Районный суд приговорил Юрия Самодурова, директора музея и общественного центра им. Сахарова, организовавшего выставку, и ее куратора Людмилу Василовскую к уплате штрафа в размере 100 тыс. рублей (около 3600 долл.) каждый. Они собираются подать апелляцию. Еще одна обвиняемая, художница Анна Михальчук, была оправдана.
'Это решение называет извращенным важное направление искусства страны', - заявил Самодуров.
Религиозные протесты против авангардного искусства распространены и в США: известно, что мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (Rudolph Giuliani) был возмущен картиной, где к изображению Девы Марии был прилеплен шарик слоновьего навоза. Но подобное недовольство редко приводит к преследованию художников или кураторов.
Правозащитники считают, что судебный процесс показал, что интересы церкви и правительства становятся все более общими, и православные представления о морали начинают пользоваться все большим сочувствием среди российской политической элиты.
'Политическому истеблишменту нужна новая идеология, - говорит эксперт по религиозному национализму Александр Верховский. - Люди, особенно в армии и милиции, считают православие верной идеологией для России'.
В интервью, данном до вынесения приговора, Самодуров сказал: 'Художники напуганы. Они понимают, что если будут критиковать церковь, государство всегда встанет на ее сторону'.
Православная церковь исторически была тесно связана с российским правительством. В 1927 году руководители церкви присягнули на верность советским правителям, несмотря на то, что те национализировали церковные земли, разрушали церкви и казнили сотни священнослужителей. На протяжении десятилетий православные священники сотрудничали с КГБ.
В конце 1980х церковные здания были возвращены церкви в рамках национального духовного возрождения. Статус церкви резко возрос после избрания Путина президентом в 2000 году. В отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, Путин верующий и часто встречается с Патриархом Алексием II, а известный священник-консерватор, отец Тихон Шевкунов, является его духовным советником.
В последние годы церковные радикалы объединились с политиками-националистами, например, членами ультраправой православной партии 'Родина'. В январе 15 депутатов от 'Родины' направили Генеральному прокурору письмо с просьбой запретить все национальные и религиозные организации евреев как 'экстремистские'.
Кроме того, церковь стала более активно выступать против своих традиционных врагов - насилия на телевидении и распущенности в обществе. Но современное искусство остается, пожалуй, ее любимой мишенью.
Выставка 'Осторожно! Религия' со своей стилизацией религиозной иконографии под поп-арт вызвала шумиху, как только открылась. На одном из экспонатов лицо Иисуса было изображено рядом с рекламой 'Кока-колы' и словами 'Это моя кровь'. Рядом стояла икона в человеческий рост с прорезью вместо лица - посетители могли просунуть в отверстие голову и сфотографироваться.
Самодуров знал, что выставка может вызвать споры. 'Мы очень консервативная страна, - сказал он. - Мы привыкли видеть религиозные образы только в церковном контексте'.
Через несколько дней после открытия выставки недовольные православные разгромили и забрызгали краской ее экспонаты, нарисовав на стенах граффити. Их задержали, но обвинения в хулиганстве позже были сняты.
Эти вандалы были сторонниками протоиерея Александра Шаргунова, ультраправого православного священника, основателя комитета 'За нравственное возрождение Отечества'. Многие годы он, по его словам, борется с 'государственным сатанизмом'. Его последователи уничтожают плакаты с рекламой женского белья.
Шаргунов сравнивает Самодурова с советскими лидерами, преследовавшими российских христиан. 'Эти преступники опасны не меньше, чем международные террористы, захватывающие химическое и ядерное оружие и угрожающие всей цивилизации', - заявил он в одном интервью.
Через несколько дней после инцидента он призвал Госдуму наказать организаторов выставки. Дума повиновалась и велела прокуратуре завести уголовное дело. В декабре 2003 года Самодурову, Василовской и Михальчук были предъявлены обвинения в разжигании религиозной розни.