Российский президент требует от правительства внести изменения в налоговое и приватизационное законодательство
Владимир Путин наращивает усилия, призванные внушить уверенность деловым кругам и стимулировать оживление экономического роста в стране: вчера он потребовал от правительства ускорить работу над пакетом поправок к налоговому законодательству и других мер, направленных на ликвидацию ущерба, нанесенного инвестиционному климату судебным преследованием и частичной национализацией нефтяного гиганта 'ЮКОС'.
После периода обострения отношений между властью и деловой элитой страны, длившегося больше года, на состоявшейся в Кремле в прошлый четверг двухчасовой встрече с участием двух десятков глав крупнейших компаний и высокопоставленных правительственных чиновников г-н Путин неожиданно продемонстрировал заботу об интересах бизнеса. Он пообещал внести в законодательство изменения, в результате которых юридический пересмотр итогов приватизации 1990х гг., на основе которой строится нынешняя российская экономика, станет невозможен, и обуздать налоговых инспекторов, донимающих частные фирмы крупными налоговыми претензиями - зачастую за прошлые годы, уже охваченные налоговыми проверками. Слушатели приветствовали новые обязательства властей, однако, по словам бизнесменов, восполнение ущерба потребует длительного времени.
'Это поможет бизнес-сообществу увереннее смотреть в будущее, строить перспективные планы по развитию своего дела, по вложению новых инвестиций и, надеюсь, внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности', - отметил в своем выступлении г-н Путин. В соответствии с его планом, срок давности по приватизационным сделкам должен быть сокращен с 10 до 3 лет.
Последствия 'дела'ЮКОСа''
Хотя ни один из участников состоявшейся в четверг встречи не упомянул об этой нефтяной компании, предложенные меры представляют собой первые конкретные шаги Кремля с целью убедить инвесторов, что 'дело 'ЮКОСа'' представляет собой единичный случай. Считается, что Кремль обрушился на 'ЮКОС' из-за чересчур энергичной политической деятельности его основателя, главного акционера и бывшего главы - миллиардера Михаила Ходорковского.
Налоговые органы поставили компанию на грань банкротства, предъявив ей налоговые недоимки на 28 миллиардов долларов (22 миллиарда евро) - большинство наблюдателей расценивают эти действия как избирательное применение налогового законодательства и придание ему обратной силы. В декабре правительство продало главный добывающий филиал 'ЮКОСа' фирме, которую через несколько дней, в свою очередь, приобрела государственная нефтяная компания. Сам же г-н Ходорковский уже больше года находится за решеткой по обвинениям, связанным, в том числе, с одной приватизационной сделкой десятилетней давности.
Действия Кремля в этой истории породили в России и за рубежом сомнения относительно приверженности г-на Путина делу построения рыночной экономики и демократических институтов. Среди последствий 'дела 'ЮКОСа'' - падение российских акций, усилившееся 'бегство капиталов' и снижение темпов роста внутренних инвестиций, служивших главным 'локомотивом' мощного экономического оживления в годы первого президентского срока г-на Путина.
В первые два месяца нынешнего года темпы экономического роста, по данным государственной статистики составили 4,8%, демонстрируя резкое снижение по сравнению с показателем по итогам 2004 г. - 7,1%. По утверждениям Министерства экономики, если исключить из этих расчетов воздействие сезонных факторов, итоговая цифра показала бы, что в первые два месяца этого года рост полностью прекратился. Во вступительном слове на встрече в четверг г-н Путин назвал подобные результаты 'неудовлетворительными', и призвал правительство и бизнес к более тесному сотрудничеству в целях стимуляции деловой активности.
Представители бизнеса, принимавшие участие во встрече, приветствовали инициативы президента, и после нее российские акции на бирже пошли вверх. 'Это призвано успокоить всех сомневающихся: дело Ходорковского было единичным случаем', - заметил Уильям Браудер (William Browder), глава инвестиционного фонда 'Hermitage Capital', управляющего капиталовложениями в России на сумму 1,3 миллиарда долларов.
Однако, по словам лидеров российского бизнеса, чтобы устранить ущерб, нанесенный 'делом 'ЮКОСа'', понадобится нечто большее, чем обнадеживающие заявления президента. 'Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в стране, необходимо предпринять целую серию последовательных шагов, - заявил репортерам после встречи Владимир Понанин, глава финансово-металлургической группы 'Интеррос'. - Для этого требуются постоянные усилия'.
Антимонопольное законодательство
Участники встречи подчеркивали, что предложения об ограничении налоговых проверок прорабатываются уже несколько месяцев без ощутимого результата, и просили чиновников в короткие сроки подготовить официальные предложения по этому вопросу. Кроме того, главы корпораций предупреждали г-на Путина, что некоторые инициативы правительства подрывают его усилия по укреплению доверия. Так, проект 'антитрестовского' закона о защите конкуренции, по их словам, содержит столь расплывчатые формулировки, что в число его нарушителей попадет большинство крупных компаний России. В нынешних формулировках законопроекта 'кроется очень серьезная опасность возможного административного вмешательства', заявил г-ну Путину сталелитейный магнат Алексей Мордашов.
Хотя 'заморозки', вызванные 'делом 'ЮКОСа'' затронули в основном российские компании, некоторые иностранные инвесторы также пострадали из-за того, что налоговые и государственные чиновники восприняли беспощадное преследование 'ЮКОСа' Кремлем как сигнал к открытию 'сезона охоты' на частный бизнес.
Филиал 'Japan Tobacco Inc.' с июля борется с предъявленными ему налоговыми претензиями на сумму в 85 миллионов долларов - это дело уже вылилось в уголовное расследование по факту уклонения от налогов. Власти обвиняют российский филиал компании - 'Japan Tobacco International' - в том, что в налоговой декларации за 2000 г. он вдвое занизил полученные доходы. По словам представителей компании, налоговые инспекторы просто не разобрались в используемой ими системе бухгалтерского учета по методу 'двойной записи'. В 2001 г., утверждают они, 'Japan Tobacco International', использовала ту же систему бухучета.