Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Налоговый инспектор может разорить целое предприятие'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прослеживается явная тенденция: никакой дискриминации по принципу гражданства. Сначала казалось, что налоговые органы могут обрушиться только на российские предприятия, как, например, на нефтяной концерн 'Юкос'. Но затем очередь дошла и до компании сотовой связи Vimpelcom, совладельцем которой является иностранный гражданин. Теперь же эта участь постигла и иностранного инвестора, табачный концерн JTI, в котором нет российского капитала

Эксперт по налогам из компании Ernst & Young Петр Медведев критикует настрой налоговых органов и требует более серьезного контроля над финансовыми ведомствами

Die Welt: Российские налоговые органы все активнее наступают на предприятия, якобы, уклоняющиеся от уплаты налогов. Имеют ли какую-то особую защиту в этой связи иностранные инвесторы?

Петр Медведев: Прослеживается явная тенденция: никакой дискриминации по принципу гражданства. Сначала казалось, что налоговые органы могут обрушиться только на российские предприятия, как, например, на нефтяной концерн 'Юкос'. Но затем очередь дошла и до компании сотовой связи Vimpelcom, совладельцем которой является иностранный гражданин. Теперь же эта участь постигла и иностранного инвестора, табачный концерн JTI, в котором нет российского капитала.

Die Welt: Идет ли речь в этих новых налоговых делах о произволе властей?

Петр Медведев: Зачастую налоговые чиновники проверяют деятельность предприятий из различных отраслей. Но все они имеют свою специфику. Это создает проблемы для чиновников, они не всегда могут эту специфику понять. Но, не имея соответствующих знаний, проверку вести нельзя. Они бросают взгляд на бумаги, контракты и говорят: 'Я Вам не верю'. Слушать они Вас не будут. Серьезные решения же принимаются без глубокого анализа деятельности предприятия.

Die Welt: И зачастую последствия бывают драматичными.

Петр Медведев: Налоговый инспектор, даже не самый главный в их иерархии, может разорить целое предприятие. Одним из самых странных случаев является дело Vimpelcom. Сначала требование налоговой инспекции по доплате налогов содержало сумму в 158 миллионов долларов. Затем же оно - без судебного слушания - было снижено до 20 миллионов. Такое впечатление, что у налогового инспектора, когда он вычислял сумму задолженности, была белая горячка. Последствия таковы: ценные бумаги Vimpelcom в Нью-Йорке потеряли в цене 25%. Это ущерб, а кроме того, был нанесен ущерб и инвестиционному имиджу России.

Die Welt: Видимо, налоговиков нужно лучше контролировать?

Петр Медведев: Первый заместитель премьер-министра Жуков и министр экономики Греф предложили, чтобы в серьезных случаях результаты работы налоговых органов проверялись федеральными ведомствами. Чтобы избежать ошибок, должен быть контроль.

Die Welt: Неужели налоговое законодательство в России настолько несовершенно?

Петр Медведев: Нет. Конечно же, есть некоторые моменты, как и в других налоговых системах, которые должны быть улучшены. Не нужно радикально переписывать законы, чтобы улучшить инвестиционный климат. Необходимо изменить отношение налоговых органов, а также и процесс принятия решений.

Die Welt: Дело концерна 'Юкос', разрушение крупнейшего концерна России, это на сегодняшний день самый серьезный случай. Не создается ли атмосфера страха?

Петр Медведев: Дело концерна 'Юкос' важно для тех, кто собирается инвестировать в России. Они рассматривают эту тему со всех сторон. Те, кто уже здесь, тоже обеспокоены. Правда, они считают, что знают рынок и понимают, почему мишенью стал именно 'Юкос', а не какая-либо другая нефтяная или газовая компания. Они думают, что правильно оценили риски для своего предприятия. Теперь, однако, и эти инвесторы стараются получше застраховаться. Сегодня они говорят: 'Связи связями. Но все же нужен хороший адвокат по налоговым делам или налоговый консультант, чтобы мои решения опирались на закон, а не на обещание, что все будет хорошо'.