Бишкек, Киргизстан, 29 марта 2005 года. Незадолго до недавних парламентских выборов в Киргизстане одна оппозиционная газета опубликовала фотоснимок строившегося дворца для глубоко непопулярного в стране президента Аскара Акаева, что способствовало росту широких протестов и народному восстанию в этой бедной среднеазиатской стране.
Эта газета была получателем правительственных грантов США и печаталась в финансируемой американским правительством типографии "Freedom House", американской организации, которая характеризует себя как "ясный голос за демократию и свободу на всем земном шаре".
В дополнение к Соединенным Штатам ряд европейских стран - в их числе Великобритания, Нидерланды и Норвегия - помогают разрабатывать программы развития демократии и гражданского общества в этой стране. Эти усилия сыграли критическую роль в подготовке почвы для народного восстания, которое привело к власти оппозиционных политиков.
"Разумеется, эта инфраструктура имела влияние", - сказал один европейский наблюдатель. - Люди сейчас уверены в том, что у них есть права, и они не боялись, потому что подавляющая способность системы была слабой".
После краха Советского Союза Киргизстан быстро стал магнитом помощи: объем иностранной помощи на душу населения в Киргизстане выше, чем в любой среднеазиатской стране. Среди сотен миллионов долларов, которые поступили в эту страну, был и большой транш, который предназначался для строительства гражданского общества и демократических институтов.
Большая часть денег поступила из Соединенных Штатов, которые осуществляют в Киргизстане крупную двустороннюю программу развития демократии на основании Закона о поддержке свободы (Freedom Support Act), который был принят конгрессом США в 1992 году с целью помощи бывшим советским республикам в осуществлении ими переходов к рыночной экономике и демократии. Деньги, предназначавшиеся для программ развития демократии в Киргизстане, в прошлом году составили в совокупности около 12 млн. долл.
Еще сотни тысяч были перечислены на нужды программы развития демократии в этой стране из других финансируемых правительством США институтов вроде Национального фонда "За демократию" (National Endowment for Democracy). Сюда не входят деньги, предназначающиеся для типографии "Freedom House" или для киргизской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL), которая агитирует за демократию в эфире.
"Это было бы совершенно невозможным без этой помощи", - сказал о произошедшем на прошлой неделе в Киргизстане восстании Эдиль Байсалов, который возглавляет коалицию неправительственных организаций. Организация г-на Байсалова финансируется правительством США через Национальный демократический институт (National Democratic Institute, N.D.I.).
Американские деньги помогают финансировать центры гражданского общества по всей стране, где активисты и граждане могут встречаться, получать подготовку, читать независимые газеты и даже смотреть передачи телевизионного канала CNN или (в некоторых центрах) путешествовать в Интернете. Только лишь N.D.I. имеет 20 центров, которые обеспечивают просмотр сводок последних известий на русском, киргизском и узбекском языках.
Соединенные Штаты спонсируют Американский университет в Киргизстане, заявленной целью которого является, в том числе, содействие развитию гражданского общества, и оплачивают программы обмена, которые позволяют посылать студентов и лидеров неправительственных организаций в Соединенные Штаты. Одним из них был новый премьер-министр Киргизстана Курманбек Бакиев.
Все эти деньги и людские ресурсы в последние годы давали объединяющейся киргизской оппозиции финансовую и моральную поддержку, а также предоставляли ей инфраструктуру, которая позволяла распространять ее идеи среди киргизского народа.
Растущее гражданское общество тем временем начало оказывать пробуждающий эффект на население страны, как раз в тот момент, когда г-н Акаев и его семья приходили во все большее восхищение от своей власти. "Если бы ничего из этого здесь не было, семья оставалась бы во власти, и народ, скорее всего, оставался бы пассивным, как в других среднеазиатских странах, - сказал Джеффри Лилли (Jeffrey Lilley), который руководит местным отделением Международного республиканского института (International Republican Institute, I.R.I.), финансируемой США продемократической организации.
Александр Ким, главный редактор оппозиционной газеты, которая напечатала фотоснимки строившегося дворца президента, хорошо знает эту проблему: в 1999 году зять г-на Акаева взял под свой контроль первую газету г-на Кима, которую он и другие сотрудники купили у государства во время приватизаций ранее в этом десятилетии.
Он говорит, что зять президента использовал мошеннические способы, но что он так и не сумел это доказать в суде. И тогда г-н Ким пошел и основал другую газету, которая прошла несколько перевоплощений, когда правительство пыталось помешать ему выпускать ее. Ему помогали гранты американского правительства на сумму около 70000 долл., главным образом, чтобы оплачивать печатание газеты.
Однако проблема была в том, чтобы найти типографию: все они находились под контролем правительства и отказывались печатать газету оппозиции.
И тогда появился Майк Стоун (Mike Stone), представитель "Freedom House" в Киргизстане.
"Когда 'Freedom House' открыла свою типографию, все наши проблемы закончились", - сказал г-н Ким.
К январю нынешнего года г-н Ким начал распространять в общенациональном масштабе газету "MSN" (что в переводе означает "Новости моей столицы"). Кандидаты от оппозиции на парламентских выборах покупали целые грузовики с экземплярами "MSN", чтобы распределять их как агитационную литературу.
Те киргизы, которые не могли читать по-русски или не имели доступа к газетам, слушали резюме печатавшихся в "MSN" материалов в передачах на киргизском языке "Radio Azattyk", финансируемой Соединенными Штатами местной дочерней компании RFE/RL.
Другие независимые СМИ освещали дебаты оппозиции. Такие ток-шоу, как "Наши времена", готовившиеся частично на гранты правительства США, передавались немногими независимыми телевизионными каналами страны, включая Ош-ТВ на юге страны, где начались протесты, которые и привели к свержению г-на Акаева. Ош-ТВ расширило свой охват с помощью оборудования, которое оплатил Государственный департамент США.
"В результате общество стало политизированным, люди стали информированными, - сказал г-н Ким. -Неправительственные организации и независимые СМИ сыграли критически важную роль в революции".
По мере того как коррупция становилась все хуже, неправительственные организации страны стали открыто выступать против нее, и г-н Акаев стал подозрительным в отношении иностранной помощи на развитие демократии, которую он так долго разрешал.
Опубликованные фотоснимки его дворца вызвали его гнев. Г-н Стоун, который руководит типографией, был вызван в Министерство иностранных дел и получил разнос.
Неделю спустя, буквально накануне того дня, когда типография начала печатать 200000 экземпляров специального выпуска "MSN", типография была отключена от электроснабжения. "Radio Liberty" также прекратило свои передачи, якобы, потому, что правительство выставило его частоту на аукцион.
Г-н Акаев начал делать намеки на то, что Запад участвует в заговоре с целью дестабилизации страны. В местные новостные агентства был запущена грубая фальшивка, которой придали видимость внутреннего доклада американского посла Стивена Янга (Stephen Young). В этом документе финансируемая на американские деньги деятельность по содействию демократии была представлена как американский заговор. "Наша главная цель - было написано в документе, - заключается в усилении давления на г-на Акаева (sic), чтобы заставить его досрочно подать в отставку после парламентских выборов".
Однако г-н Акаев, который начал свою президентскую карьеру как проповедник демократии, не пошел еще дальше.
Американское посольство на следующий день после прекращения подачи электроэнергии направило организации "Freedom House" два дизель-генератора, что позволило типографии отпечатать почти весь заказ на 200000 экземпляров специального выпуска MSN. Подача электроэнергии была восстановлена 8 марта, и газета г-на Кима стала одним из главных источников информации для мобилизации сторонников оппозиции.
MSN информировала людей на севере страны о волнениях на юге. Эта газета также играла критически важную роль в том, чтобы распространять сообщения, когда и где собираться протестующим демонстрантам.
"Здесь существовала благодатная почва, и западное сообщество посеяло в нее кое-какие семена, - сказал один западный официальный представитель. - Я надеюсь, что события прошедшей недели будут одним из тех моментов, когда видишь плоды своих трудов".