Народное восстание в Кыргызстане побуждает людей во всем регионе протестовать против коррупции
Бишкек (Кыргызстан). - 'Ударная волна' молниеносной киргизской революции катится по всей территории бывшего СССР - ее отголоски звучат и в России - так что аналитикам остается только гадать, какому режиму теперь придется испытать на себе силу народного гнева.
В последние дни произошла целая серия акций протеста, организованных оппозиционными группами, возможно, надеявшимися, что и в их странах власти дрогнут и обратятся в бегство, как это сделал на прошлой неделе киргизский президент Аскар Акаев, когда демонстранты взяли штурмом комплекс правительственных зданий в Бишкеке.
В прошлую пятницу около 1000 человек собрались на митинг в столице Беларуси, требуя отставки президента Александра Лукашенко - последнего 'советского' диктатора в Европе. Полиция быстро разогнала толпу, а зачинщики акции угодили за решетку.
В двух российских национальных республиках - Ингушетии и Башкортостане - на этой неделе состоялись массовые демонстрации, направленные против навязанных Кремлем лидеров. Даже в далекой Монголии - бывшем сателлите СССР в Азии - на прошлой неделе сотни людей вышли на демонстрацию, чтобы 'поздравить наших киргизских братьев' и потребовать проведения повторных парламентских выборов (результаты голосования, состоявшегося в июле, вызывают нарекания). Некоторые эксперты считают политические потрясения в разных странах - их началом стало свержение Эдуарда Шеварднадзе в результате мирного восстания в Грузии 17 месяцев назад, а продолжением - украинская 'оранжевая революция' в конце прошлого года - звеньями одной цепи.
'Ситуация в каждом случае разная, но все это элементы одного процесса, - утверждает Валентин Богатырев, бывший советник Акаева, а ныне директор Международного института стратегических исследований в Бишкеке. - Кыргызстан - своего рода 'пусковой механизм', с помощью которого брожение распространится на соседние страны и далее. Мы стали свидетелями второго распада СССР'.
Восстания в Грузии, на Украине и в Кыргызстане вспыхнули после подтасованных, как утверждалось, выборов. В ближайшие два года очередные выборы должны состояться в нескольких постсоветских государствах: Азербайджане (уже в этом году), Беларуси, Казахстане и Таджикистане (в 2006 г.). Общими чертами всех этих режимов, которым угрожает потенциальная опасность, является масштабная коррупция, кумовство и назначение на политические посты по принципу личной преданности, а не деловых качеств.
По словам киргизских экспертов, семья Акаева управляла страной, как собственной вотчиной, вымогая взятки и устраивая своеобразные 'аукционы' за право занять государственные посты. 'По нашим оценкам, личное состояние Акаева равняется примерно 800 миллионам долларов' (для сравнения, годовой бюджет страны составляет половину этой суммы) - утверждает Эдил Байсалов, председатель Коалиции за демократию и гражданское общество (киргизской неправительственной организации (НПО), получающей часть финансирования от США). - Коррупция охватила всех: полицию, суды, госаппарат. При этом их аппетиты постоянно росли. . . Каждому приходилось делиться с семьей Акаева'.
В интервью независимой радиостанции 'Эхо Москвы' во вторник Акаев заявил, что не подаст в отставку, поскольку является 'единственным легитимным, всенародно избранным президентом', однако признал, что совершал ошибки: 'Ошибок было допущено немало, . . .. но, тем не менее, я убежден, что страна шла в правильном направлении'.
Акаев восстановил против себя сторонников, и политическая опора его власти сузилась - возможно, именно поэтому его режим на прошлой неделе рухнул как карточный домик, стоило демонстрантам ворваться в Дом правительства. 'Одна семья по сути приватизировала государство, - говорит Ырысбек Омурзаков, редактор оппозиционного еженедельника 'Трибуна'. - Под конец никому уже не хотелось ее защищать'.
Коррупция процветала не только в Кыргызстане. 'Мы знаем, что в Грузии [новый президент, избранный после революции, Михаил] Саакашвили сумел утроить государственные доходы за счет денег, ранее уходивших на взятки', - рассказывает Талант Мамитов, работающий в экономическом ведомстве нового киргизского правительства.
Парадоксально но факт: революционные потрясения пока происходили как раз в тех постсоветских государствах, что считались наиболее либеральными и относительно демократическими по стандартам этого региона, не слишком благодатного с точки зрения свободы. 'Акаев, надо отдать ему должное, позволял НПО действовать в стране без особых препятствий', - отмечает Стюарт Кан (Stuart Kahn), директор проекта по Киргизии в организации 'Freedom House', частично финансируемой правительством США. Опасность, по его словам, заключается в том, что другие центральноазиатские лидеры могут прийти к выводу, что именно акаевские уступки демократии стали 'ахиллесовой пятой' его режима: 'Возможно, они извлекут из этих событий такой урок: именно снисходительность Акаева, 'полурепрессивный' характер его режима не позволили сохранить статус-кво'.
Следующей страной, где могут последовать революционные потрясения, по мнению некоторых экспертов, является Казахстан. Бывший член Политбюро ЦК КПСС Нурсултан Назарбаев создал в стране квазидемократический режим, весьма напоминающий акаевский - он также построен на кумовстве, и, как утверждается, глубоко пронизан коррупцией. 'Казахское общество начнет подумывать об ускорении перемен, - утверждает г-н Байсалов. - По крайней мере, Назарбаеву, скорее всего, придется забыть о планах передать власть собственной дочери'.
Ситуация в Узбекистане - стране, которую держит в ежовых рукавицах еще один бывший партийный босс Ислам Каримов - вызывает больше беспокойства. 'В Узбекистане уровень недовольства растет, - отмечает г-н Кан. - Там уже происходят акции протеста. Существует угроза, что реакцией на репрессии режима станет всплеск экстремизма'.
Кое-кто утверждает, что рано или поздно революционная волна захлестнет и Россию. Политическая ситуация в нескольких из 20 национальных республик этой страны до боли напоминает киргизскую: ими уже много лет правят лидеры, монополизировавшие власть, и зачастую контролирующие и бизнес. 'В связи с событиями на территории бывшего СССР возникла вероятность, что нечто подобное произойдет и у нас, - утверждает Андрей Пионтковский, директор московского независимого Центра стратегических исследований. - Ситуация в нескольких наших республиках, в том числе Татарстане и Башкортостане, весьма похожа на киргизскую'.