Политика на постсоветском пространстве не похожа на нашу. И произошедшая вслед за грузинской и украинской, киргизская 'революция' только что подтвердила это. Люди, стоящие во главе революции - это бывшие премьер-министры либо послы поверженного режима.
У их партий нет истории, они не известны своими правыми или левыми взглядами. Таков тбилисский случай с бывшим министром Саакашвили, пользовавшимся поддержкой Шеварднадзе, то же повторилось и в Киеве с Ющенко - экс-премьером Леонида Кучмы. Сегодня мы сталкиваемся с той же ситуацией в Киргизстане, новый лидер которого - Курманбек Бакиев лишь два года назад был премьер-министром Аскара Акаева.
Движущей силой всех трех 'революций' стала непопулярность правящего режима, сфальсифицировавшего результаты выборов. Еще одна общая черта - материальная составляющая: Соединенные Штаты, пользуясь силой доллара, финансировали так называемое оппозиционное движение.
Это вопиющим образом присутствовало на Украине и в Грузии, а сегодня в Киргизстане, где Эдиль Байсалов - руководитель одной из местных неправительственных организаций - признает, что получал финансовую помощь от американского Национального демократического института. Соединенные Штаты ставят своей целью ослабление влияния России в ее личных угодьях: на Кавказе, Украине, а теперь - в Средней Азии.
Что мы знаем о Киргизстане? Еще во времена холодной войны известный писатель Чингиз Айтматов, вызывавший столько восторгов у Запада, благодаря своим книгам, некоторые из которых были великолепно экранизированы, начал приглашать различных знаменитостей Запада и Востока на термальные источники в горах Киргизии.
Мне не довелось принимать участия в тех встречах, но мои вернувшиеся оттуда французские и итальянские коллеги описывали посещенные места, как рай на земле, достойный того, чтобы устраивать там лучшие из саммитов пацифистов.
Они не заметили низкого уровня экономического развития этой маленькой республики с населением в 5 миллионов человек. Позднее Чингиз Айтматов отправился в Брюссель в качестве посла своей страны в Бельгии, Франции, ЕС и Бог еще знает где. Сегодня он говорит так, словно не имел никакого отношения в Аскару Акаеву и его режиму.
Сверженный президент также был известен как ученый-физик и президент Академии Наук. Он был не аппаратчиком, а человеком науки, что не помешало ему, тем не менее, после прихода к власти запретить, к огромному удовольствию московского правителя Бориса Ельцина, деятельность Коммунистической партии.
Начиная с того момента, новости из Киргизстана поступали исключительно из снятых в этой стране фильмов (например, из картины 'Брат мой, Шелковый путь'). В этом фильме нищета была изображена с искусностью кинематографической традиции двадцатых годов. Кроме этого, до нас доходили сообщения о столкновениях между узбеками и киргизами в Ферганской долине, но этот конфликт не привлек к себе внимания прессы и быстро сошел на нет.
Киргизстан в миниатюре повторил российскую модель развития: крайне ограниченная верхушка богатых и громадная масса населения, вынужденная выживать одному Богу известно как. Иногда в стране, особенно на этнически отличающемся юге, начинались волнения, и, чтобы навести порядок, Акаев прибегал к силе.
Из-за участия в одном из таких волнений Бакиев был вынужден два года назад уйти с поста премьер-министра страны, который он на днях вернул себе, оказавшись, кроме того, назначенным временно исполняющим обязанности президента страны. Сам Бакиев - выходец с юга, у него семь братьев, женат на русской.
Бакиев оказался не единственным, впавшим в немилость. Маленькая женщина в огромных очках Роза Отунбаева была послом в Соединенных Штатах и Великобритании, затем ее - похоже, не так давно - отстранили от дел, а потому она ближе к представителям 'левого крыла' новой власти.
Еще одно имя новой власти - Феликс Кулов, бывший сотрудник КГБ, ставший позднее главой службы безопасности страны, а затем осужденный на 10 лет за злоупотребление служебным положением.
Почти сразу после того, как Кулов несколько дней назад покинул тюремные стены, он вновь стал куратором силовых ведомств страны и заявил о выдвижение своей кандидатуры на пост президента, выборы которого должны пройти 26 июня. Кулов придерживается, скорее, 'правых' взглядов.
В западной прессе сегодня можно встретить репортажи, живописующие огромное богатство семьи Акаева и всевозможные причуды его отпрысков - 32-летней дочери и 26-летнего сына. Они действительно жили за надежной стеной защиты подобно олигархам.
И подобно любому русскому олигарху устраивали в Бишкеке праздники на 600 приглашенных, не особо оглядываясь при этом по сторонам и стараясь не замечать, что их соотечественники зарабатывают по 10 долларов в месяц.
Тем не менее, Киргизстан считался страной либеральной. К оппозиции относились терпимо, ВВС, CNN и 'Euronews' могли спокойно транслировать свои передачи.
Ситуация здесь была совсем иной, чем в управляемых жесткими диктаторскими режимами Узбекистане, Казахстане и Таджикистане, не говоря уже об экстравагантном правителе Туркменистана. Учитывая, что Акаев не мог выдвинуть свою кандидатуру на третий президентский срок, он, похоже, вознамерился посадить на свое место дочь или молодого сына.
После нескольких дней разбоя и прочих беспорядков в столице течение жизни возвращается в нормальное русло. 600-тысячное русское население страны, так же как и российское посольство не пострадали.
В большинстве своем это бедолаги, у которых нет денег, чтобы уехать, или те, кто связан семейными узами с местным населением. Возможно, их положение лучше, чем у основной массы киргизского населения, мародерствовавшего в магазинах Бишкека. Но они и не участвовали в демонстрациях против правления Акаева, проходивших на юге страны и в столице.
Американцы воспользовались войной в Афганистане, чтобы развернуть на территории Киргизстана свою военную базу, которую они на протяжении вот уже почти пяти лет постоянно расширяют. Разумеется, русские тоже открыли свою базу, в 2003 году.
Американский посол в Киргизстане Стивен Янг (Stephen Young) - важная в стране фигура: он направляет киргизских студентов в Калифорнию, сумел включить Киргизстан во Всемирную торговую Организацию (Россия до сих пор не является ее членом) и, наконец, поддерживал великолепные отношения, как с поверженным президентом, так и с оппозицией.
Российская же политика в Средней Азии, напротив, не ощущается. Находившийся недавно с визитом в Армении Владимир Путин дрожащим голосом отметил, что в то время как Европа объединяется, Содружество Независимых Государств бывшего СССР лишь распадается. . . Он ни в чем не упрекнул себя, такова жизнь, она не имеет никакого отношения к хищническому капитализму, основным вдохновителем которого выступает Россия.
К.С. Кароль - французский журналист, специалист по проблемам Востока.