За 18 месяцев Грузия, Украина и Киргизстан перешли в лагерь демократических стран.
Чья очередь теперь? В то время как новоявленные творцы киргизской революции с трудом удерживают бразды правления в своих руках, этот вопрос преследует других диктаторов бывшего СССР, после того как на постсоветском пространстве меньше чем за полтора года были совершены три народные революции. В европейской части бывшей советской империи украинская революция привела к большим потрясениям, что особенно коснулось белорусского диктатора Александра Лукашенко, но не прошла она и мимо России, где Путину с трудом приходится сдерживать народное недовольство.
На Южном Кавказе, азербайджанцы и армяне потрясены грузинской 'революцией роз'. И в Центральной Азии, киргизский пример может прозвучать тревожным набатом для деспотий региона. Но для этого нужно, чтобы революция в Киргизстане принесла свои плоды, а этого пока не произошло, стабильность в стране все никак не установится. Решение новой власти признать законным новый парламент, в то время как народные волнения были вызваны как раз итогами парламентских выборов, вызвало недовольство манифестантов на улицах столицы.
Разочарование, которое 'понимает' новый министр иностранных дел Киргизстана, Роза Отунбаева, являющаяся знаковой фигурой киргизской революции, - 'новый парламент составили, в основном, миллионеры', которые купили депутатские мандаты, 'чтобы получить неприкосновенность'. Но дипломат Отунбаева, о которой говорят, что она, несмотря на свое желание сделать 'приоритетными' отношения с Россией, близка к американцам, считает, что 'политическая борьба должна быть перенесена с улиц в парламент'.
Роза Отунбаева, 'третье лицо' киргизской революции
В Киргизстане новая власть пытается обрести законность, упраздняя старый парламент, что вызывает недовольство улицы.
Маленькая женщина, полная очарования, Роза Отунбаева ставит свой рюкзачок на пол и откидывает прядь волос со лба. Она была назначена министром иностранных дел Киргизстана, после 'революции без цветов'. Она словно бы извиняется за это. 'Наше движение не было столь красочным, как в Тбилиси или в Киеве, все рынки и магазины были закрыты, где же было нам найти тюльпаны?'. Вчера, через четыре дня после захвата Белого дома в Бишкеке, около трехсот человек участвовали в манифестации перед парламентом, они протестовали против решения временного правительства. Было развернуто два транспаранта со словами 'народ хочет справедливости'. Роза Отунбаева говорит, что ей понятно разочарование жителей столицы. 'Все наше движение строилось на протесте против фальсификаций парламентских выборов. Однако нижняя палата, избранная по итогам этого голосования, была восстановлена в правах, и был избран новый спикер. Люди чувствуют себя обманутыми. Они задаются вопросом: для чего было нужно восстание'.
Феликс Кулов, координирующий работу министерств обороны и внутренних дел, установил подобие порядка в Бишкеке. Многие магазины и кафе открылись. Грабители удалились в свои нищие кварталы. Большая часть населения радуется этому, но в городе вновь собираются группы, призывающие к новой волне протестов. 'Нас предали, - говорит Руслан Шабатов, основавший 24 марта партию 'Биримдик' ('Единство'), - мы хотим новых выборов! Мы свергли Акаева не для того, чтобы его дети и все его семейство заседало в парламенте. Что означает заявление о том, что представители новой депутатской комиссии встретятся с Аскаром Акаевым? Мы что, штурмовали Белый дом для того, чтобы ничего не изменилось?'.
С 1997 года Роза Отунбаева жила за границей. Она была послом в Великобритании, затем занимала пост заместителя специального представителя ООН в Грузии. Прежде она представляла свою страну в США и в Канаде. Трижды она назначалась главой киргизской дипломатии. Когда она вернулась в Бишкек для того, чтобы участвовать в февральских парламентских выборах, ее кандидатура не была утверждена избирательной комиссией. Поспешно принятый закон запрещал лицам, не проживавшим на территории Киргизстана в последние пять лет, получить депутатский мандат. Кроме Розы Отунбаевой еще пять дипломатов не смогли участвовать в выборах. Роза создала партию 'Атажурт' ('Отечество'). Она была в Оше, в своем родном городе - на юге страны, там она вместе с другими манифестантами протестовала против фальсифицированных выборов.
Отунбаева находилась на площади перед Белым домом, зданием правительства и президентской администрации, когда произошли столкновения. Ей понятен гнев ее соотечественников. 'Выборы были настоящей торговлей должностями. Избирателям открыто давали деньги. Новая палата состоит в основном из миллионеров, которые участвовали в выборах, чтобы получить депутатскую неприкосновенность. Я уже говорила об этом. Я этого не отрицаю. Но борьбу нужно перенести с улицы в парламент. Характер борьбы должен измениться, теперь слово за политикой'.
В Грузии, после 'революции роз' французский дипломат Саломе Зурабишвили была назначена министром иностранных дел, и стала героиней Грузии. На Украине Юлия Тимошенко стала пассионарией 'оранжевой революции'. В Киргизстане, Роза Отунбаева стала 'третьим лицом' 'революции тюльпанов', она пришла к власти вместе с северянином Феликсом Куловым и южанином Курманбеком Бакиевым. Она подняла желтое знамя своей партии 'Атажурт'. Сегодня манифестанты выступают уже против трех лидеров оппозиции. Люди перед парламентом говорят о своем разочаровании.
Они хотят, чтобы 'освобожденный' из тюрьмы генерал Кулов, и новый премьер-министр Курманбек Бакиев объяснили им, что происходит, и почему депутаты хотят 'украсть' их революцию. Многие члены партии Розы Отунбаевой говорят, что она использовала их, чтобы добиться желаемого - стать министром. Она вздыхает. 'Люди, - говорит она, - такие, как они есть. Они не верят, что можно искренне желать демократического прогресса страны'. Перед парламентом местный бард, Саламбек Монбеков, говорит о недоверии ко всем политикам. 'У них все хорошо только на словах, на самом деле они хотят лишь набить свои карманы. Они нас использовали. Теперь они делят посты и не вспоминают больше о народе'. Поэт подыгрывает себе на хомузе и поет песню о манифестациях в Аксу 2002 года, когда погибли шесть человек.
В то время Роза была уже в Тбилиси. После возвращения ее часто обвиняли в том, что она прошла подготовку в Грузии и прибыла в Киргизстан, чтобы подстрекать к неповиновению. Ее обвиняли и в том, что она - 'агент' США. Именно Роза Отунбаева прибыла в Москву, чтобы объяснить российским властям, что происходит в Киргизии. Она лично знакома со многими министрами. У нее диплом Московского университета. В 1989-1991 годах она возглавляла советскую комиссию при ЮНЕСКО и была членом коллегии МИД СССР. 'Киргизстан - это не Украина, - говорит она, - Россия - наш Запад. Мы не можем присоединиться к Европе, перелетев через Россию. Мы находимся в Азии. Здесь все иначе. Новое правительство не может не принимать во внимание племенные разногласия. Они определяют политику нашей страны'.
После полудня Курманбек Бакиев обратился к манифестантам, собравшимся перед парламентом. Он попытался их успокоить. Он дал им понять, что новый парламент избран законно, а вопрос фальсификации в двадцати округах обсуждается в Верховном Суде. Его выслушали. Но ничто не говорит о том, что он был услышан. Страсти в Киргизстане еще не улеглись.