Будучи в прошлом месяце в Европе, я получил награду от Фонда Гейзена 'Сопротивление 1940-1945' за организацию международной кампании в поддержку Тибета.
Медаль Гейзена утверждена в память о героях голландского сопротивления, боровшихся против нацистов. Сегодня ею награждают за заслуги в борьбе против репрессий, дискриминации и расизма. Моя кампания нацелена на отстаивание гражданских прав и самоопределение народа Тибета ненасильственными средствами. Все те из нас, кто глубоко озабочен проблемой Тибета и его отважного народа, испытали чувство подлинной гордости, когда я получал эту награду. Конечно, я как председатель кампании испытал особое чувство гордости в этот момент.
Борьба Тибета сегодня находится на важном и критическом этапе. После нескольких десятилетий, в течение которых сохранялась тупиковая ситуация, в 2002 году опять начались переговоры между Пекином и представителем далай-ламы Лоди Гьяри. Гьяри назвал последний раунд переговоров, прошедший в прошлом году, самым серьезным за все время обмена мнениями. Как неоднократно на протяжении нескольких десятилетий заявляет далай-лама, вопрос стоит не о независимости Тибета от Китая, а больше о подлинной тибетской автономии в составе Китайской Народной Республики при условии благожелательного отношения к этой автономии со стороны Пекина. Такая цель вполне обоснованна и приемлема. Здесь на ум приходит модель Гонконга.
Итак, сейчас больше, чем когда бы то ни было, для обеспечения продолжения переговоров мировое сообщество должно оказывать растущее давление на Пекин. Безусловно, самым существенным рычагом давления Европы и Вашингтона является эмбарго на поставки оружия Китаю, которое было введено против этой страны после событий на Площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Однако сегодня Европейский Союз серьезно рассматривает возможность снятия этого эмбарго. Этого делать нельзя. Шестнадцать лет спустя после введения эмбарго Китай все еще не взялся серьезным образом за решение проблемы прав человека, грубое нарушение которых и привело к этим санкциям. На самом деле, многие из участников той демонстрации продолжают находиться в тюрьме. А в самом Тибете сохраняются жесткие ограничения на свободу слова, свободу собраний и на свободу религии. За такое отношение нельзя давать награду в виде снятия эмбарго на поставки оружия.
Это еще более справедливо в связи с тем, что в Китае принят закон против отделения, в соответствии с которым государство получило законное право для совершения нападения против Тайваня, если эта страна будет по-прежнему следовать курсом на самоопределение. Выбор момента для принятия такого закона содержит в себе урок для Евросоюза. Такое нападение до сегодняшнего дня было невозможно, поскольку Китай не обладал возможностями для осуществления вторжения через Тайваньский пролив шириной в сотню миль. Однако Пекин вложил миллиарды долларов в приобретение подводных лодок, эсминцев и прочего вооружения российского производства. Следовательно, снятие эмбарго может усилить покупательскую активность Пекина и привести к крупномасштабной китайской агрессии.
Сохранение эмбарго дает мощный рычаг для достижения прогресса в деле определения статуса Тибета и для сохранения стабильности в других точках мира. Ключ к тибетскому самоопределению лежит в преобразованиях самого Китая. Поддерживая Тибет, мы должны принимать во внимание происходящие сегодня в Китае изменения. Это увеличение опыта Китая и его влияния на мировой арене, а также стремление китайского народа к прогрессу.
Европейские государства вместе с США имеют возможность для того, чтобы подтолкнуть Китай к началу насыщенных переговоров с далай-ламой по вопросу Тибета. Европейское руководство в данном случае может сыграть важную роль в деле сохранения тибетского самосознания и культуры. Сегодня граждане Европы, справедливо отдающие дань уважения своим предкам, боровшимся с несправедливостью, могут доказать свою верность их наследию. Они могут это сделать, если помогут далай-ламе противостоять такой перспективе развития Тибета, в которой оно будет определяться исключительно интересами Пекина. Надо сказать совершенно четко: выживание тибетской культуры и самого народа Тибета поставлено сегодня на карту.
Актер Ричард Гир является основателем организации 'Tibet House New York' (Тибетский Дом, Нью-Йорк) и председателем международной кампании в защиту Тибета