Когда 11 сентября террористы нанесли удар по Соединенным Штатам, Америка ответила революцией во внешней политике такого масштаба, какого не наблюдалось с того момента, когда полвека назад был заложен фундамент холодной войны. Новый американский подход исходил из основополагающего постулата о том, что свобода и демократия являются противоядием от терроризма, что в перспективе распространение свободы по всей планете обеспечивает мир, стабильность и безопасность.
Сегодняшняя Киргизия представляет из себя наглядный пример необходимости укрепления такого подхода во всей Средней Азии. Многомесячные протесты общественности и фальсификация парламентских выборов привели к отмене Верховным Судом Киргизии результатов этих выборов, к отставке всего кабинета и к изгнанию президента Аскара Акаева.
Эти события могут иметь далеко идущие последствия для данного региона, который по-прежнему сталкивается с рядом серьезных угроз наднационального характера. При этом главной угрозой остается религиозный экстремизм и терроризм.
После распада Советского Союза в 1991 году в Средней Азии был отмечен всплеск религиозной активности. В регионе в разы увеличилось число мечетей, причем делалось это на пакистанские и саудовские деньги. Ваххабизм, течение радикального ислама, породил такие организации, как 'Хизб ат-Тахрир аль-Ислами' и Исламское Движение Узбекистана.
Исламское Движение Узбекистана носит крайне радикальный характер, выступая за свержение правительств во всем мусульманском мире и за создание на их месте экстремистского исламского супергосударства. Это движение очень быстро распространилось в Средней Азии и столкнулось с жесткими репрессиями, что грозит дальнейшей радикализацией его членов и сеет семена исламского экстремизма по всему региону.
Оппозиционные партии региона - это либо простая фикция, существующая только на бумаге, как происходит в Казахстане, либо группировки, оппозиционные только в своем названии, как в Узбекистане. Там все пять оппозиционных партий поддерживают Ислама Каримова. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов пошел в этом плане еще дальше. Он отказался от претензий на демократическое правление и нагло объявил себя пожизненным президентом. Данный шаг свидетельствует о его уверенности в том, что мир не осмелится бросить вызов его диктатуре.
Однако такая ситуация не устроила Соединенные Штаты. В июле 2004 года, после тщательного изучения состояния политических реформ в Узбекистане, Государственный Департамент пришел к выводу, что Ташкент не выполняет условия Рамочного соглашения о стратегическом партнерстве от 2002 года, в котором говорилось о необходимости 'существенного и постоянного продвижения вперед процесса демократизации', и принял решение об отмене данного соглашения с Узбекистаном.
В Узбекистане религия принимает криминальный характер сразу после того, как начинает выходить за рамки официального ислама, контролируемого государством. Узбекское правительство во многом ведет себя так же, как и его советские предшественники.
После массовых арестов в Узбекистане сторонников двух ведущих радикальных организаций члены этих группировок ушли в подполье.
Однако число их сторонников в регионе растет, особенно среди безработной молодежи, получающей деньги за распространение информации, предоставляемой этими боевиками, которые манипулируют населением региона для достижения своих террористических политических целей.
Следовательно, приверженность многих государств Средней Азии властной тирании не только не способствует адекватному решению проблемы исламского экстремизма, но и подливает масла в огонь терроризма, который происходит от экстремизма.
Мы, наряду с другими открытыми обществами, должны в этой связи выдвигать в качестве условия оказания помощи государствам Средней Азии не только их содействие на антитеррористическом фронте, но также и их конкретные действия по установлению принципа господства права, по развитию гражданского общества и по строительству демократических институтов.
С увеличением роли США в Средней Азии регион получает оптимальные возможности для совместного решения своих проблем. Мы находимся в уникальной ситуации, когда можем настаивать на региональном сотрудничестве и одновременно контролировать степень приверженности стран региона делу реального улучшения социально-экономических и политических условий.
Именно поэтому я стараюсь обеспечить внимание Конгресса к данным проблемам путем проведения слушаний и брифингов, а недавно предложила резолюцию с осуждением состояния дел с правами человека в Средней Азии. Если говорить конкретно, данная резолюция призывает учитывать усилия среднеазиатских государств по проведению экономических и политических реформ при определении уровня и интенсивности дипломатических обменов с правительствами стран Средней Азии , при выделении американской помощи и при определении характера отношений США со странами региона в военной области.
Мы не можем бездействовать, когда руководители затыкают своему народу рот и распускают политические партии. Только помогая развитию региона в направлении стабильного свободного рынка и демократии, уважения основных прав человека мы можем надеяться на устранение факторов, способствующих росту экстремизма и идущего с ним бок о бок насилия.
Только помогая создавать среду, в которой может расцветать свобода и повышаться благосостояние, Соединенные Штаты смогут гарантировать успех усилий в борьбе против терроризма и угнетения.
Представитель республиканской партии от Флориды Илеана Рос-Лехтинен является председателем подкомитета нижней палаты по Ближнему Востоку и Средней Азии