Настроение в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) уже четвертый месяц плохое. В начале декабря, во время годового собрания в Софии, на поверхность вышел тлевший давно конфликт. Причиной спора, который министры иностранных дел России и США порой вели, прибегая к далеко не дипломатической лексике, были выборы на Украине. В конечном счете, речь шла об основополагающих принципах организации. В последнее время недовольство России по поводу якобы 'злоупотребления ОБСЕ в качестве политического инструмента' достигло критической черты: Москва отказывается вносить свою часть бюджета.
Сумма небольшая. Конкретно речь идет о пяти процентах бюджета, девяти миллионах евро. Например, вклад Германии составляет около 19,5 миллионов евро. Ни в коей мере нельзя думать, будто Россия вообще не желает платить, успокаивает посол в ОБСЕ Алексей Бородавкин. Но Москву не устраивает то, как расходуются деньги, и она хочет дать это ясно понять. По мнению российской стороны, слишком недостаточное внимание уделяется тем двум областям, которые присутствуют в названии организации: безопасности и сотрудничеству. В то же время слишком большое внимание обращается на вопросы, связанные с демократией и правами человека, тем более что здесь, дескать, существуют разные точки зрения.
На прошлой неделе дипломаты из США и представители из многих европейских стран дали в штаб-квартире ОБСЕ в Вене ясно понять, что вовсе не против более активной работы в области безопасности и сотрудничества. Но они, мол, против того, чтобы это шло в ущерб проектам, связанным с укреплением демократии и соблюдением прав человека. Иначе говоря, ОБСЕ вернулась на линию конфронтации времен 'Холодной войны'. Торговля, как и на протяжении десятилетий до падения 'Железного занавеса', снова развернулась вокруг трактовки так называемой третьей 'корзины' Хельсинкского Заключительного акта и достигнутых со времени его появления соглашений в этой сфере.
То, что у России и у подавляющего большинства других членов ОБСЕ к тому же несовместимые между собой точки зрения, стало впервые ясно в связи с выборами в Белоруссии в октябре прошлого года. В то время как наблюдатели от ОБСЕ устанавливали произвол, махинации и фальсификацию, представители, командированные Москвой, говорили о честном, свободном и законном голосовании в условиях диктатуры Лукашенко. Запад, предъявляет обвинение Москва, пользуется двойными стандартами. Почему критике подвергается Белоруссия, а не Латвия. Там гражданства лишены десятки тысяч этнических русских. Они поэтому не смогли и вовсе принять участие в голосовании, однако наблюдатели от ОБСЕ постоянно подтверждали, что выборы были честными.
Розовым будущее ОБСЕ на 30 году ее существования не назовешь. Задача у нынешнего председателя организации, министра иностранных дел Словении Дмитрия Рупеля (Dimitrij Rupel), сложная. Существует ряд недоразумений и ложных ожиданий, заявил он недавно корреспонденту нашей газеты. Необходима, мол, дискуссия по вопросу принципов ОБСЕ. Если Россия не будет платить, организация окажется не в состоянии осуществлять крупные проекты, считает Рупель. С теми, кто предсказывает беду, говоря, будто на карту поставлено дальнейшее существование организации, он, видимо, не согласен. Ясно одно: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе без России не имеет никакого смысла. Но нет смысла и в ОБСЕ, позволяющей России шантажировать себя.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Москва обрекает ОБСЕ на кризис ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
США пытаются найти выход из тупика, связанного с ОБСЕ ("The International Herald Tribune", США)
Россия оказывает давление на ОБСЕ ("The International Herald Tribune", США)