В борьбе за влияние в Кремле сторонники реформ почувствовали поддержку. Они уверены, что развитие ситуации во втором периоде правления президента Владимира Путина определять будут они.
'Президент очень скоро даст понять, что проводит исключительно либеральную экономическую политику. Мы готовим пакет мер, которые не оставят никаких сомнений в этом', - сказал Игорь Шувалов, экономический советник Путина и новый представитель России, отвечающий за связи с 'Большой восьмеркой'.
Важный шаг в этом направлении Путин сделал в начале прошедшей недели: он дал распоряжение своему правительству сократить сроки амнистии по приватизационным сделкам с десяти до трех лет. Тем самым, президент обещает так называемым олигархам, обеспечившим себе в середине 90 годов большую часть промышленности, амнистию, а всем инвесторам - безопасность. 'Это ясный сигнал, что дело ЮКОСа - в прошлом, и что оно не повторится', - сказал главный экономист московского брокерского дома United Financial Group Крис Гранвиль (Chris Granville).
Инвесторы давно ждали от Кремля ясных слов. Они испытывали большую неуверенность из-за истории с ЮКОСом, ликвидации одного из самых прибыльных предприятий и национализации его самой важной дочерней компании. Негативно сказалась на инвестиционном климате также блокада деятельности иностранных компаний под предлогом защиты стратегических интересов. Экономика позитивно оценила первый срок правления Путина, но первый год после его переизбрания был неудачным.
Самокритика реформаторов во главе с министром экономики Германом Грефом и министром финансов Алексеем Кудриным осталась не услышанной. В то же время набирали силу, в том числе в экономической политике, 'силовики', патриотически настроенные, близкие к Путину люди. Но сегодня маятник качнулся в обратном направлении. Бегство капитала, сокращение объемов прямых инвестиций, недостаточный экономический рост и падение популярности Путина напугало Кремль, реформаторы снова стали пользоваться вниманием со стороны президента. Кремлевские астрологи обращают большое внимание на то, что Путин вновь появляется на публике с Грефом, впервые критикует недостаточный реформаторский запал правительства во главе с премьером Михаилом Фрадковым, и обещает ордена тем, 'кто будет иметь мужество создавать предприятия'.
Либералы одержали верх также в некоторых конкретных спорных вопросах. Так, Кудрин не допустил принятия плана Фрадкова, предусматривавшего существенное уменьшение налога на добавленную стоимость, что привело бы к значительному снижению конъюнктуры и к выкачке средств из стабилизационного фонда, в который идут сверхприбыли от доходов на нефти.
Но это пока не означает, что 'патриоты' оставили поле боя. Некоторые наиболее острые спорные вопросы остаются нерешенными. Только после того, как будет ясен ответ на них, станет понятно, какая направленность будет у экономической политики. Немецкие инвесторы напряженно следят за тем, удастся ли все же концерну Siemens приобрести машиностроительное предприятие 'Силовые машина', хотя решение по этому поводу уже было принято, или за тем, смогут ли одержать верх те, кто хочет сохранить 'предприятия, имеющие стратегическое значение', для отечественных предпринимателей. Греф & Co. активно выступает в поддержку мюнхенцев, Фрадков - против.
Большое значение имеет вопрос о том, будут ли допущены компании, контрольные пакеты акций которых находятся в руках у иностранцев, к освоению 'сырьевых ресурсов, имеющих стратегическое значение'. Греф и Шувалов обещают, что это правило будет применяться в очень ограниченных масштабах, например, что касается добычи урана. В то же время патриоты хотят не допустить такие нефтяные концерны, как ExxonMobil и Shell, к участию в проектах'Сахалин-2' и 'Сахалин-3', связанных с сибирскими месторождениями.
Крайне острой является борьба, которую ведут две кремлевские группировки, по вопросу слияния монополиста 'Газпром' с нефтяным концерном 'Роснефть'. Дмитрий Медведев, глава кремлевской администрации и председатель Наблюдательного совета 'Газпрома', хочет превратить 'Роснефть' в компанию, которая занимала бы лидирующие позиции на мировом рынке - под государственным контролем, но открытую для миноритарных иностранных инвесторов.
Именно этому препятствуют Игорь Шувалов, заместитель главы кремлевской администрации, председатель Наблюдательного совета 'Роснефти' и предполагаемый организатор атаки на ЮКОС. Он хочет объединить 'Газпром', 'Роснефть' и 'Юганскнефтегаз', национализированную дочернюю компанию ЮКОСа, превратив возникающую структуру в новый властный центр России.
Реформаторы рассчитывают на победу и в этом конфликте: слияние 'Газпрома' с 'Роснефтью' идет, как запланировано, компания 'Юганскнефтегаз' остается самостоятельной, говорит Греф. Если будет так, как говорит он, то для инвесторов это станет больше, чем просто сигналом: в таком случае для концерна Eon-Ruhrgas открывается возможность для увеличения пакета акций 'Газпрома'. И могут появиться выгодные заказы, связанные с освоением очередных месторождений газа, а также со строительством трубопровода через Балтийское море.