Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трудности, стоящие перед Ющенко

Истинным мерилом приверженности США свободе и поддержке стабильной, процветающей и демократической Украины станут предстоящие месяцы и годы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стоящие перед Виктором Ющенко трудности в решении экономических и политических проблем бледнеют в сравнении с усилиями, которые от него потребуются, чтобы справиться с последствиями продажи в 2001 году Ирану и Китаю крылатых ракет, способных нести ядерную головную часть.

Роберт Бурстин является старшим вице-президентом по национальной безопасности, а Джон Лиман - ассоциированным исследователем Центра американского прогресса (Center for American Progress)

4 апреля 2005 года. Завтра в Бостоне новоиспеченный президент Украины Виктор Ющенко будет получать премию Джона Кеннеди (John F. Kennedy) "За свободу". Лидер Оранжевой революции в этой стране, сумевший пережить первое отравление диоксином и последующие попытки украсть у него результат выборов, г-н Ющенко, безусловно, вдохновляет тех, кто твердо выступает за демократию во всем мире.

Однако когда стихнут приветствия и речи, Ющенко возвратится в страну, которая крайне нуждается в реформировании. Головокружительные дни протестов и выборов вскоре будут казаться легкими в сравнении с теми задачами, которые он должен будет решить, чтобы уничтожить опасное наследие своего предшественника, Леонида Кучмы.

На экономическом фронте Ющенко должен не только сохранить темпы роста, которые в последние несколько лет оцениваются на уровне 7%, но также повести борьбу с разъедающей страну коррупцией. В стране, где более половины экономической активности приходится на черный рынок, новый президент должен принять решительные меры к тому, чтобы сломить правящую олигархию. Трудность этой задачи становится очевидной, если принять во внимание, что двое из наиболее известных бизнесменов страны - зять президента Кучмы и начальник его президентского штаба.

Не менее трудны и политические вызовы, которые стоят перед Ющенко. Он должен немедленно принять меры к объединению своей расколотой страны, работая с пророссийски настроенным населением, которое не входит в состав его естественного электората. Если в Киеве 90% избирателей отдали свои голоса за Ющенко, то 90% избирателей в расположенном на востоке страны городе Донецк отдали предпочтение его оппоненту. Совершенно очевидно, что исправлять предстоит многое.

Перед Ющенко стоит также неприятная задача выработать modus vivendi с российским президентом Владимиром Путиным, который делал все возможное, чтобы помешать приходу Ющенко во власть. Хотя Ющенко сразу же сделал ряд правильных шагов и поехал в Москву, чтобы встретиться с Путиным, ему предстоит очень тонко балансировать, чтобы добиться продолжения поставок на Украину российских энергоносителей в момент, когда Украина станет принимать меры к вступлению в Европейский союз (ЕС).

Однако усилия Ющенко с целью решения вышеназванных проблем могут показаться бледными в сравнении с усилиями, которые от него потребуются, чтобы справиться с последствиями продажи в 2001 году Ирану и Китаю крылатых ракет, способных нести ядерную головную часть. Эта сделка, слухи о которой ходят уже давно, и которая была "с горечью" подтверждена Ющенко на прошлой неделе, дала Тегерану возможность удвоить досягаемость своих самых мощных ракет и - посредством инженерного анализа - приобрести способность вооружать ракеты ядерными головными частями.

Сообщение об этой сделке было встречено во всем мире с ужасом и удивлением. Всего лишь 10 лет назад Соединенные Штаты осыпали Украину дождем похвал и иностранной помощи, когда Киев публично заявил, что возвращает в Россию примерно половину из 1000 своих ядерных ракет и уничтожает остающуюся половину в рамках финансируемой Соединенными Штатами программы разоружения. Президент Клинтон (Clinton) назвал Украину "другом" и "партнером" и утверждал, что "вместе мы сделали весь мир более безопасным от угрозы ядерной войны".

Начиная с 2002 года, президент Буш-младший (George W. Bush) вполне правильно сократил помощь Украине, когда правительство Кучмы начало свертывать демократический прогресс и, по слухам, отправило радиолокационную систему режиму Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Однако, нуждаясь в помощи в войне с террором, Белый дом также попытался сохранить с Киевом сердечные отношения. Украина отправила 1500 своих военнослужащих в Ирак, и поэтому не далее как в прошлом году министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) в сильных выражениях приветствовал вклад Украины в эту борьбу.

Вклад Украины в виде своих солдат, однако, не может быть расценен как честная компенсация за отправку Ирану и Китаю ракет, способных нести ядерный заряд. Эта акция ставит Украину над Пакистаном и Северной Кореей. Это зловещий знак в стране, министр обороны которой, отвечая на вопрос об исчезновении сотен ракет, сказал просто: "К сожалению, происходят странные вещи".

Для того чтобы предотвратить новые странные вещи, высшим приоритетом администрации Буша-младшего должно стать обеспечение новому украинскому правительству технической помощи и финансовых ресурсов, чтобы гарантировать, что все его остающиеся ракеты будут храниться в безопасности в ожидании, когда их демонтируют или отправят в Россию. Белый дом должен также принять срочные меры к тому, чтобы осуществить один из многих заслуживающих доверия планов прекращения деятельности черного рынка по продаже ядерных технологий.

Администрации Буша-младшего следует также работать с президентом Ющенко над тем, чтобы гарантировать, что его новое правительство будет иметь необходимую ему поддержку в вопросах обеспечения экономического роста, принятия антикоррупционных мер и занятия новой позиции в отношениях с Россией. Однако уже сегодня ассигнованиям на помощь Украине в развитии демократии грозит серьезное сокращение со стороны республиканцев правого крыла на Капитолийском холме.

То, что Виктор Ющенко был удостоен награды, учрежденной в память президента Кеннеди, имеет большое значение. Но истинным мерилом нашей приверженности свободе и поддержке стабильной, процветающей и демократической Украины станут предстоящие месяцы и годы.