Войцеху Ярузельскому (Wojciech Jaruzelski) почти 82 года, с политической арены он ушел полтора десятилетия назад, до последнего времени его имя больше не всплывало. И вот теперь по поводу него разгорелся сильный спор. Дело в том, что Кремль пригласил бывшего главу вооруженных сил Польши, правительства, партии и государства в Москву на торжества по случаю 60 годовщины советской победы над нацистской Германией. Президент Польши Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski), ставший два десятилетия назад, во времена правления Ярузельского, молодой звездой Коммунистической рабочей партии, сообщил, что он пригласил бывшего генерала войти в состав официальной делегации из Варшавы, спровоцировав тем самым серьезные обвинения в свой адрес из рядов консервативной оппозиции.
Молодым лейтенантом Ярузельский оказался в составе подразделений, сформированных из депортированных в Сибирь поляков и отправленных под командованием Красной Армии на самую переднюю линию фронта. 'Ярузельсикй участвовал в наступлении Красной Армии в качестве разведчика, он был тем, кто стоял до последнего выстрела', - сказал сенатор от консерваторов Кшыштоф Писевич (Krzysztof Piesiewicz), имея в виду введение Ярузельским в 1981 году в стране военного положения, с помощью которого было разбито демократическое движение и профсоюз 'Солидарность'.
В то время пропагандистский аппарат Варшавы и Москвы говорили, что введением военного положения было предотвращено вторжение Советской Армии в Польшу. Однако с помощью документов давно доказано, что Москва в то время отвергала мысль о вторжении. Вместо этого было решено, что демократическую оппозицию должно было разбить польское партийное руководство с помощью армии. Вопрос, с точки зрения Москвы, заключался лишь в том, кому из ведущих варшавских функционеров можно было это поручить.
Руководитель Института национальной памяти (IPN), отвечающего за архивы спецслужб, Леон Керес (Leon Kieres), обычно проявляющий на людях сдержанность, назвал Ярузельского символом принятого в 1945 году решения о разделе Европы на западную и советскую зоны. Бывший президент Лех Валенса (Lech Walesa) заявил, что день 9 мая праздником для поляков не является, так как начался новый период несвободы.
Оппозиция, а также союзы участников войны требуют от Квасьневского, для которого ожесточенность нападок оказалась, очевидно, неожиданной, чтобы он во время своего визита в Москву возложил цветы в память жертв коммунистических репрессий у стены резиденции спецслужбы на Лубянке. Но из канцелярии президента последовал отказ: глава Кремля Владимир Путин, бывший офицер КГБ, называл в свое время Лубянку своим родным домом. Официальный представитель заявил, что принимающую сторону ни в коем случае нельзя провоцировать.