Событие в жизни великопольского городка. Тела советских солдат, похороненных в военной суете на самой главной Рыночной площади, наконец-то упокоятся на кладбище. Одновременно власти города Чарнкув хотят избавить центр города от другого следа, оставшегося от Красной Армии - танка.
Вот уже шестьдесят лет на главной Рыночной площади в города Чарнкув стоит обелиск высотой в несколько метров, а на нем - советский 'Т-34' с направленной вверх пушкой. Внизу - пятиконечная звезда, серп, молот и надпись на русском: 'Вечная слава героям, павшим в боях с врагом за свободу и счастье нашего народа. 1941-1945'.
- Как будто бы это был Советский Союз, а не Польша, - возмущается бургомистр Чарнкува (уездного городка в северной Великопольше) Францишек Стругала. - Однако уже вскоре мы избавимся от проблемного памятника. И на нас перестанут наконец показывать пальцами в Польше и Европе, - добавляет Стругала.
Убрать советский танк власти городка пытаются вот уже пятнадцать лет.
Янко и красноармейцы
Двенадцатитысячный Чарнкув гордится своей более чем 800-летней историей. Его уроженцем был средневековый летописец Янко из Чарнкува, о котором школьники сегодня узнают на уроках истории. - У нас богатая история, - не скрывает своей гордости бургомистр, стоящий во главе города вот уже пятнадцать лет.
В январе 1945 года в Чарнкув вошла Красная Армия. Бои были кровопролитные. Погибло около 300 красноармейцев.
Военный комендант Чарнкува старший лейтенант Тихов похоронил погибших однополчан в самом центре города. Над братской могилой поставили большой бетонный монумент, прославляющий советских героев. Памятник устанавливали немецкие военнопленные. Работы были завершены в декабре 1945 года.
По решению коменданта Тихова, на постаменте был установлен танк Т-34, принимавший участие в советском наступлении. Отступавшие солдаты вермахта подбили его из фаустпатрона. У машины была разорвана гусеница, и она уже не могла идти в бой.
Асник защищает танк
Проведенные в 1990 году первые в послевоенной Польше свободные выборы в органы местного самоуправления в Чарнкуве выиграли кандидаты связанного с 'Солидарностью' Гражданского комитета. Депутаты избрали бургомистром Францишека Стругалу.
Новые власти решили убрать танк из центра города, а останки красноармейцев - эксгумировать и перенести на кладбище. - Мы хотели избавиться от наследия периода тоталитаризма, - говорит Стругала.
На страницах местной газеты разразилась бурная дискуссия на эту тему. Одни отстаивали танк как независимость, другие требовали его убрать.
'Не растаптывайте алтари прошлого' - цитировали строки Адама Асника местные деятели Социал-демократии Республики Польша, сопротивлявшиеся ликвидации памятника.
Почему же через столько лет памятник все еще стоит? - То не было денег, то политическая конъюнктура была плохая. Варшава опасалась, что демонтаж памятника повредит отношениям Польши с Россией, потому что мы как раз открывали наше кладбище в Катыни, - объясняет бургомистр Стругала.
Цветы - полагаются
24 января Чарнкув отмечал шестидесятилетие своего освобождения от немецкой оккупации. К обелиску с танком бургомистр возложил букет бело-красных цветов. - Там лежат люди, павшие в боях за наш город, а умершим полагается уважение, - объясняет Стругала.
Бургомистр надеется на то, что в будущем году дань памяти, полагающуюся павшим красноармейцам, он отдаст на чарнкувском кладбище. В бюджете города, наконец, нашлись деньги на эксгумацию останков советских солдат. Решение о переносе павших на кладбище поддержал воевода Великопольский. Для проведения эксгумации необходимо еще согласие Совета охраны памяти борьбы и мученичества.
- Мы хотим сделать для этих солдат участок и изменить надпись, - говорит Стругала. - Потому что та, что на Рыночной площади, выглядит так, будто бы павшие сражались за освобождение Советского Союза, а не Польши.
Власти рассчитывают на то, что им удастся также избавиться от танка. - Мы еще не решили, отдать ли нам его в военный музей, или же он останется у нас на память, - говорит бургомистр. - Однако, наверняка, мы уберем его из центра города, чтобы наша Рыночная площадь наконец-то приобрела нормальный вид.
- Ну и наконец-то он перестанет заслонять мой костел, - радуется настоятель находящегося на Рыночной площади готического собора святой Марии-Магдалены каноник Станислав Томалик.