Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао объявил, что его первый визит в Индию - 'самое важное событие в моем календаре', учитывая важность отношений со страной, являющейся атомной державой и соседом Китая. Господин Вэнь сказал, что весь мир будет наблюдать за тем, как представители Индии и Китая пожмут друг другу руки.
Индийские аналитики говорят о том, что господин Вэнь станет самым важным из мировых лидеров, посещающих Нью-Дели в апреле - дипломатическую весну Индии. За ним в Индию приедут президент Пакистана Первес Мушарраф и премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми.
Господин Вэнь посетит еще три страны - Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланку, но визит в Индию - является кульминационным. Прибывая в страну 9 апреля, он проведет полных 4 дня в Бангалоре и Нью-Дели.
Кульминационной точкой его визита станет подписание документа, уже названного господином Вэнем и его индийским коллегой Манхораном Сингхом 'Делийской декларацией'. Ожидается, что церемония подписания станет большим событием для прессы.
Текст совместной декларации остается секретом, но цель, как говорят дипломаты, состоит в том, чтобы трансформировать взаимную напряженность в стратегическое партнерство.
Две самые многочисленные в мире нации прошли долгий путь с 1998 года, когда министр обороны Индии публично назвал Китай врагом Индии ? 1.
После проведения атомных взрывов Индия направила в Вашингтон ноту о том, что поводом для их проведения стал Китай. Соединенные Штаты допустили утечку письма индийского премьер-министра в печать, серьезно осложнив отношения между Индией и Китаем.
С тех пор много вод унесли Ганг и Янцзы. Народы обоих стран надеются, что Пекин и Нью-Дели оставят в стороне десятилетия конфликтов, взаимных подозрений и станут торговыми партнерами, чтобы сосуществовать в региональном мире и процветании.
Очевидно, господин Вэнь надеется на развитие торговли и взаимных экономических связей.
В 1992 году объем торговли между двумя странами составил всего $340 миллионов. К 2003 году он возрос до $5 миллиардов, а в настоящее время достиг $13,6миллиардов.
В этом году Китай может стать третьим в списке торговых партнеров Индии после США и Европейского Союза.
Притимой Чакраборти, индийский бизнесмен, который с 1997 года совершил 140 деловых поездок в Китай, говорит, что растущий объем торговли заставит Индию и Китай найти решения болезненных вопросов политики, территориальных и военных претензий.
Бизнесмены зарабатывают миллионы, покупая в Китае дешевые камеры, пластиковые игрушки, зажигалки, фонарики, мини-вентиляторы, мини-магнитофоны и фены. Затем они продают товары индийским корпорациям, таким как компания Индиан Тобакко, Хиндастан Левер, Дункан и Индия Сэдбэри, которые используют закупленные товары для продвижения своих торговых марок.
'Бизнесмены двух стран хорошо находят общий язык, - говорит мистер Чакроборти. - Обычные китайцы и индийцы тоже хорошо относятся друг к другу. Быстро развивающаяся взаимная торговля должна способствовать устойчивому миру'.
Он советует господину Вэню и доктору Сингху опираться на быстро крепнущие деловые отношения. 'Крепкие экономические связи, поощряемые правительством и поддерживаемые бизнесменами по обеим сторонам Гималаев, помогут справиться с темными духами прошлого, - сказал он. - Бизнес - хорошее противоядие против взаимной озлобленности'.
Хотя в последнее время во взаимоотношениях наметилось потепление, в памяти все еще остается провокационное заявление Нью-Дели в 1998 году и военный конфликт на Гималайской границе в 1962 году.
Поэтому господин Вэнь и доктор Сингх надеются сформулировать основополагающие принципы для решения болезненных территориальных вопросов - самое значительное препятствие на пути ослабления взаимной напряженности.
Господин Вэнь прямо заявил, что он будет 'искать справедливых решений спорных территориальных вопросов на основе взаимных интересов и существующих реалий'.
По словам Саджеда Момин, политического комментатора газеты 'Стэйтсмен', 'если господин Вэнь и доктор Сингх смогут разрешить непростой территориальный вопрос, они войдут в историю как великие государственные деятели, а не как просто политики, которые приходят и уходят'.
В то время как Китай претендует на почти всю территорию Аруначал Прадеш, Индия обвиняет Китай в насильственной оккупации территорий в 38,000 кв.км в отдаленном районе Аксай Чин и 5,180 кв.км в северном Кашмире, переданных Китаю Пакистаном. В 2003 году стороны договорились об обмене землями, но при попытке реализации пакта натолкнулись на трудности.
В настоящее время перспективы решения вопроса выглядят лучше.
Недавно Далай-Лама заявил, что он готов признать Тибет частью Китая.
'Последняя инициатива Тибетского лидера в изгнании, обращенная к Пекину, создала хорошую политическую обстановку для высокопоставленного визита господина Вэня, - считает К. Райа Мохан, аналитик внешней политики. - Должно быть, Индия и Китай вздохнут с облегчением, учитывая гибкость Далай-Ламы в тибетском вопросе. Жесткий подход мог испортить настоящие попытки улучшить китайско-индийские отношения. Он сделал сознательный выбор в сторону разрядки ситуации между Китаем и Индией'.
Индия предоставила Далай-Ламе убежище после восстания против китайской власти в 1959 году, и штаб квартира тибетского правительства в изгнании до сих пор располагается в Дхармасале в Индии.
Две стороны также намерены обсудить возможность разрешить предпринимателям обеих стран осуществлять взаимные инвестиции.
На столе находится также соглашение о воздушном пространстве, разрешающее ежедневные полеты между двумя странами. Нью-Дели также хочет наладить транспортное сообщение с Кашгаром в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, если Пекин не будет против этого возражать.
Более того, Индия выражает желание перенять опыт Китая в развитии добывающей промышленности, а также в области развития инфраструктуры.
Визит премьера может стать предвестником нового китайско-индийского энергетического сотрудничества, включая совместные предприятия по разведке и разработке нефтяных месторождений для обеспечения растущих экономических потребностей двух стран.
Г. Партисараси, бывший дипломат, а в настоящее время обозреватель одной из газет, говорит, что Индия может поучиться у Китая динамизму в участии в разработках нефти, газа и угля во многих странах от Австралии и Канады до Ирана и Судана.
Но он также сказал, что доктор Сингх во время визита господина Вэня должен озвучить озабоченность Индии относительно военной и ядерной помощи Китая Пакистану.
'Вопрос крайне важен, но наши лидеры в прошлом очень неохотно шли на его обсуждение со своими китайскими коллегами', - сказал мистер Партисараси.
Отношения Китая с Пакистаном, ядерным врагом Индии, очень болезненный вопрос для Нью-Дели.
Конечно, Вэнь Цзябао делает все для нормализации отношений с Индией, но он, очевидно, настолько восприимчив к потребностям Исламабада, что даже свое турне доброй воли начинает с визита в Пакистан.
Аналитики описывают визит в Китай премьер-министра Атал Бехари Ваджпая в 2003 году - первый визит индийского премьера в Китай за 10 лет - как поворотную точку в отношениях, которые были очень прохладными со времени унизительного поражения Индии от Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1962 году. Самым важным итогом визита господина Ваджпая в Китай стало признание Китаем верховной власти Индии в Сиккиме и ответного признания Индией факта контроля Китая над Тибетом.
Во время визита господина Ваджпая Китай и Индия также договорились вновь открыть торговую дорогу из Тибета в Сикким через Насу Лу. Этот горный путь через Гималаи использовали торговцы, путешественники и пилигримы вплоть до его закрытия в начале 1960 годов.
Напряженность отношений несколько уменьшилась с 2001 года, когда бывший глава Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэн провел восемь дней в Индии.
'В настоящее время ситуация находится на грани глобального прорыва, - говорит госпожа Момин. - Было бы глупо со стороны господина Вэня и доктора Сингха упустить такой случай войти в историю как великие государственные деятели'.
'Кто знает, они могут даже претендовать на Нобелевскую премию мира, если они смогут правильно разыграть эту карту'.
перевод выполнили: Ю.В.Дерябина, А.Ю.Ефимов