Владимир Путин произнес во время своего последнего визита в Армению, в страну, остающуюся последним союзником Кремля в Европе, фразу, которая свидетельствует о том, насколько глубоко российский президент понимает то, что времена в отношениях между Востоком и Западом изменились. Он сказал, что Содружество независимых государств (СНГ) создано в 1991 году, чтобы облегчить бывшим советским республикам 'цивилизованный развод' с СССР. Большего от СНГ не следовало и ожидать, высказал точку зрения президент. Сказанное отвечает истине не в полной мере, но это надежный способ, чтобы утешить союзников Путина по поводу инспирированных Западом революций в Грузии и на Украине.
Дело в том, что СНГ было, видимо, задумано как средство воспитания советских республик, ставших независимыми, оно и сегодня, по меньшей мере, в каких-то элементах, еще живо. В 1994 году Москва заставила войти в СНГ расколотую в результате сепаратистских войн Грузию - в апреле 2005 года российская армия демонстрирует на маневрах вооруженных сил стран СНГ в Таджикистане автократам из Средней Азии и, прежде всего, их внутриполитическим противникам военную силу.
Владимир Путин, будучи дирижером СНГ, разумеется, понял, что половина этого оркестра отложила свои инструменты в сторону. Видимо, большого смысла в этой организации не видит ни одно государство СНГ, кроме Армении и Белоруссии и, быть может, еще трех среднеазиатских государств: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана.
Предложения Москвы, вероятно, непривлекательны для нового поколения политиков в Восточной Европе и на Кавказе: постоянное усиление зависимости от поставок энергоносителей и поддержка старых властных клик. Но Путин пока еще не нашел ответа на вызов, брошенный его власти, тем более что касается 'цивилизованной формы' политического состязания за соседей России.