Ваша статья 'Латвия: горячая точка в отношениях Востока и Запада? Напряженность растет по мере тока, как Кремль продолжает поддерживать ущемляемое в правах русскоговорящее меньшинство' (от 10 марта) создает ложное впечатление о том, что в Латвии копятся этнические разногласия между русскими и латышами.
Усилия латышского правительства, направленные на преодоление последствий советского правления в виде массовых депортаций, репрессий и русификации населения, широко признаются международным сообществом, где Россия в этом отношении является единственным исключением. Если бы описываемая Вами дискриминация действительно имела место в Латвии, то наша страна никогда бы не была принята в Европейский Союз (ЕС) и Организацию Североатлантического договора (НАТО). Действительно, процесс получения членства в этих двух организациях сделал политику Латвии в отношении национальных меньшинств, которая, кстати, формулировалась при непосредственном участии последних, предметом тщательного изучения со стороны представителей ЕС и НАТО.
Наша политика направлена на последовательное создание единого гражданского общества с разнообразными культурными и языковыми ценностями, в котором все его члены могли бы чувствовать себя равными в правах. Это единственная причина, которая стояла за реформированием отмежевавшейся советской образовательной системы, ежегодно производящей огромное количество русскоговорящих выпускников с плохим знанием латышского языка, что серьезно мешало им соперничать
с этническими латышами в процессе трудоустройства и поступления в высшие учебные заведения.
Активисты, выступающие против единой Латвии, стремятся подорвать интеграционный процесс в нашей стране. Вы привели слова одного такого активиста, Александра Казакова, гражданина Российской Федерации и советника депутата Государственной Думы РФ Дмитрия Рогозина, являющегося политиком националистического толка. Господин Казаков пытается разжечь национальную вражду. Фактически он публично заявил о своих намерениях: 'Создать биполярное общество в Латвии'. Его цель как раз и заключается в том, чтобы Латвия пошла по тому пути, который описан в Вашей статье.
Характер межэтнических отношений в Латвии лучше всего описал Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес (Alvaro Gil-Robles), которого Вы не раз цитировали в вышеупомянутой статье. После своей поездки в Латвию он сделал следующий вывод: 'Разговаривая с людьми, я больше всего поражался: гармоничным отношениям, существующим между различными представителями населения, какого бы происхождения они не были . . . Представление о Латвии, отложившееся у меня в сознании, было основано на близких, дружеских отношениях между людьми, которые вместе прошли через десятилетия этнических разногласий, жили и в горе, и в радости и которые ни при каких обстоятельствах не позволят безответственным элементам, какие бы аргументы ни использовались, помешать им в достижении общей цели'.
Марис Риекстиньш
Посол Латвии в Соединенных Штатах Америки,
Вашингтон, округ Колумбия