Когда прибалтийские страны вышли из состава СССР, и Советский Союз вскоре после этого развалился, Россия смогла собрать оставшиеся бывшие советские республики 'под зонтик' Содружества независимых государств (СНГ). Сотрудничество в рамках этого содружества было с самого началом приоритетным направлением во внешней политике России, однако откаты происходят постоянно. После мирных революций в Грузии и на Украине теперь и президент Киргизстана был вынужден покинуть свою страну.
У России нет другого варианта, кроме как приспособиться к смене правящих режимов в Грузии и на Украине и строить добрососедские отношения с этими государствами на новой базе. Президент Владимир Путин посетил с блиц-визитом Киев, возвращаясь на родину из Франции, и высказывался там подчеркнуто в конструктивном духе. А в Грузии готовятся в свою очередь к приезду президента Джорджа Буша в мае.
События в Киргизии не могут рассматриваться однозначно как новый удар по интересам России. Но эти события показывают как непрочны троны, занимаемые нынешними руководителями среднеазиатских республик. Сделавший соответствующие выводы на основе недавних событий на Украине, Путин не осмелился открыто оказать поддержку Аскару Акаеву. Взявшие власть в свои руки в Киргизии лица - по крайней мере на данном этапе - не вызывают возражений со стороны Москвы, как и сам Акаев. Занявший временно пост премьер-министра Курманбек Бакиев уже выполнял ранее функции главы правительства и поддерживал хорошие отношения с Россией.
Было бы ошибкой назвать события в Киргизии демократической революцией. Сам Бакиев заявил, что все произошло спонтанно, когда демонстрация переросла в насильственную разнузданность и привела к тому, что президент страны был вынужден спешно покинуть страну.
Острие оппозиционного демократического движения, финансируемого США, было направлено против планировавшихся на этот год президентских выборов (в Киргизии).
Киргизия - основной участник совместной с США программы помощи странам Средней Азии. Там функционирует, например, американский университет. Заметная 'фоновая' помощь США в описываемых событиях, о чем газета New York Times подробно писала на прошедшей неделе, не может не раздражать Россию. Но она отреагировала на удивление спокойно. Опыт Грузии и Украины научил, видимо, что, обвиняя западные страны во вмешательстве в дела этих государств, Россия только наносит вред себе.
С точки зрения интересов России, Киргизия стоит на последнем месте среди государств СНГ в Средней Азии. Более важны (для России) другие страны: Казахстан, Узбекистан и Туркмения, в которых власть не выпускают из своих цепких рук 'полусамодержцы', имеющие, правда, хорошие отношения с Россией. Власть может быть свергнута в Туркменистане и в Узбекистане только путем переворота. В богатом нефтью Казахстане атмосфера свободней, и путь, проложенный Киргизией, может быть востребован, как модель, и здесь.
В европейской части России ближайшим ее союзником по СНГ является Белоруссия. Путин уже однажды был вынужден дистанцироваться от ее диктатора Лукашенко. Сейчас у России - проблемы со всех сторон. Ясно одно - Лукашенко не сползет к Западу. Но потенциально Белоруссия может быть следующим субъектом демократической волны.
А сама Россия? Пенсионеры проводили зимой демонстрации в больших городах России, но страна под руководством Путина более стабильна, чем при Борисе Ельцине. Однако не исключена возможность того, что 'вирус революционности' проникнет на подготовленную почву где-нибудь в субъекте (республике) Федерации, который управляется достаточно авторитарно (местным губернатором). В ряду таких субъектов может быть Башкирия, где демонстранты уже требовали отставки президента.