Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американская активность вокруг Черного моря

Сегодня этот регион представляет наибольший стратегический интерес для Соединенных Штатов и Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ГУУАМ мечтает, подобно фениксу, возродиться с американской помощью из пепла. За этой экзотической аббревиатурой скрывается организация, созданная в 1996 году, но малозаметная и не слишком активная, включающая в себя пять государств из состава ныне покойного СССР: Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. Ее новая цель состоит в том, чтобы похоронить советское прошлое и перейти в западный лагерь. США поддерживают этот выбор посредством дипломатической кампании, столь же негласной, сколь и эффективной.

ГУУАМ мечтает, подобно фениксу, возродиться с американской помощью из пепла. За этой экзотической аббревиатурой скрывается организация, созданная в 1996 году, но малозаметная и не слишком активная, включающая в себя пять государств из состава ныне покойного СССР: Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. Ее новая цель состоит в том, чтобы похоронить советское прошлое и перейти в западный лагерь. США поддерживают этот выбор посредством дипломатической кампании, столь же негласной, сколь и эффективной.

На следующем саммите ГУУАМа, который состоится 22 апреля в столице Молдавии Кишиневе, к пятерке государств, стремящихся обезопасить Черное море, дистанцировавшись от Москвы, будет впервые предложено присоединиться и Румынии. 'Черное море станет новым Средиземным', - уверенно заявлял президент Румынии Траян Басеску в марте, спустя три месяца после победы, к которой он пришел под оранжевым знаменем, подобно своему украинскому соседу Виктору Ющенко. Заявив о том, что он отдает предпочтение оси Вашингтон-Лондон-Бухарест, румынский президент выражает намерение стать посредником между странами ГУУАМа, НАТО и Европейским Союзом.

Теневая дипломатия

Однако за стремлением Румынии стать региональной державой до ее вступления в Европейский Союз, которое должно состояться 1 января 2007 года, стоят подлинные игроки, сделавшие на нее ставку - американские неоконсерваторы. Символическая личность теневой американской дипломатии Брюс Джексон (Bruce Jackson) был негласным эмиссаром политики Вашингтона в странах Восточной Европы и бассейна Черного моря. Президенты и премьер-министры этих стран всегда в распоряжении этого апостола американской веры, как это было до и после смены политического режима в Грузии, на Украине и в Румынии.

Бывший офицер разведки американской армии, где он служил с 1979 года, Брюс Джексон в 1986 году поступил на службу в министерство обороны США, где ему были поручены вопросы, связанные с политикой ядерных сил, контролем над войсками и оборонной стратегией. В 1990 году этот военный эксперт оставил политику и занялся бизнесом, став директором нью-йоркского инвестиционного банка Lehman Brothers.

Тремя годами позже он находит нишу, позволяющую сочетать военную промышленность и деньги. Его назначили вице-президентом концерна Lockheed Martin, американского гиганта по производству вооружений. В августе 2002 года он оставил этот пост, чтобы заняться лоббированием американских интересов в семи странах, которым было предложено вступить в Атлантический Альянс в октябре 2002 года: Румынии, Болгарии, Словакии, Словении и трем балтийским странам. Выполнив эту миссию, Брюс Джексон обратился к странам, входящим в ГУУАМ, стремясь 'демократизировать' их и обезопасить черноморский бассейн с тем, чтобы обеспечить доступ к энергетическим ресурсам Каспийского моря. В настоящее время он является президентом ассоциации, которая называется 'Комитет Соединенных Штатов по вопросам НАТО', близкой к бывшей американской право-консервативной аналитической группе под названием 'Проект для Нового Американского Века'.

В 1997 году в эту аналитическую группу входило ядро команды Джорджа У. Буша: Ричард Чейни (Richard Cheney), Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz). 9 марта, накануне визита румынского президента Траяна Басеску в Белый Дом, Брюс Джексон представил комитету по международным делам американского Сената свою геополитическую точку зрения. 'Черное море было черной дырой в истории Европы, - утверждал он. - Сегодня этот регион представляет наибольший стратегический интерес для Соединенных Штатов и Европы. Если в настоящее время ЕС импортирует примерно 50% потребляемой энергии, то к 2020 году ее импорт составит более 70%. Это увеличение импорта может осуществляться только через Черное море'.

В этом новом контексте Румыния, которая как раз объявила о размещении четырех американских военных баз на румынском побережье Черного моря, стала объектом наибольшей заинтересованности США. В доказательство своей заинтересованности Вашингтон в мае 2004 года, не колеблясь, направил в Бухарест в качестве посла Джека Дайера Крауча II (Jack Dayer Crouch), главного советника министра обороны Дональда Рамсфелда.

Тропизм г-на Басеску

46-летний тяжеловес американской обороны с 1988 года работал в рамках американского Центра политики безопасности, аналитической группы, субсидируемой концерном Локхид Мартин. Как только Румыния и Украина сдали экзамен по оранжевым революциям, Джек Дайер Крауч II вернулся в Вашингтон.

В феврале он был назначен заместителем Стивена Хэдли (Stephen Hadley), советника Джорджа У. Буша по национальной безопасности, сменившего на этом посту Кондолизу Райс. Американский тропизм румынского президента Траяна Басеску, который собирается принять участие в саммите ГУУАМа 22 апреля, идеально совпадает с интересом США к западным окраинам бывшего СССР.

По мнению американцев, благодаря своему положению кандидата на вступление в ЕС, Бухарест вполне способен 'продвигать демократию' в Тбилиси, Киев, Кишинев, Баку и Ташкент. 'Перспектива демократизации региона Черного моря существенно усилится благодаря вступлению Румынии и Болгарии в Европейский Союз, - разъяснял Брюс Джексон, выступая в американском Сенате. - Их вступление должно состояться, как это предусмотрено, 1 января 2007 года, чтобы убедить другие государства этого региона, что и для них тоже существует возможность вступления в ЕС. Таким образом, эти страны поймут, что жесткие реформы, которые им придется осуществить, будут компенсированы безопасностью и процветанием'.